Основная особенность курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в том, что курс имеет культурологический характер. Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.
Тематика модуля «Основы православной культуры» имеет выраженную межпредметную связь с литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой. В ходе подготовки к уроку и учитель, и ученики часто ищут притчи, репродукции картин, музыкальные фрагменты, которые помогают глубже понять ту или иную тему.Но и притчи, и самые замечательные слова могут остаться только сухими словами, если они не затронули чувств и сердца самого учителя. Поэтому, наверное, самое важное для учителя ОРКСЭ быть честным по отношению к самому себе – важно искреннее желание вести уроки именно по этому предмету.Развивает и формирует ученика не столько присвоенное знание, сколько метод его приобретения. На уроках каждое высказанное мнение является важным. Учитель только направляет беседу. Дети учатся слушать друг друга, доказывать свою точку зрения, уважать собеседника, отстаивать свою позицию, не оскорбляя других, рассуждать. Ребята часто сами задают вопросы друг другу, самостоятельно ищут на них ответ. Постепенно дети учатся понимать причины поступков как других людей, так и свои, учатся принимать эти поступки и людей не судить.Одна из задач данного курса – помочь ребенку соприкоснуться с добром внутри себя, ведь возраст 9‑11 лет – особый эмоциональный и восприимчивый период детства, когда «сердца открыты для добродетели».Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в современной школе актуален, поскольку связывает урочную и внеурочную деятельность и может иметь большой воспитательный потенциал.Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, примером тому может служить опыт работы учащихся над проектом «Традиции моей семьи», когда учебный проект ребенка становится интересен всем членам семьи.Родителям учащихся 4‑х классных классов, изучающим модуль «Основы православной культуры», тем семьям, в которых соблюдают традицию поста или которым интересны традиции поста, мы предложили обменяться рецептами постных блюд и принять участие в фестивале-дегустации «Секреты постной кухни». Задача фестиваля – поговорить о традициях русской кухни, которая является частью национальной культуры. Были придуманы номинации «Сохраненный бабушкин рецепт», «Просто и со вкусом», «Кулинарный талант», «За оригинальное оформление блюда». Любой желающий мог собрать свою кулинарную книгу понравившихся постных блюд.- Оказывается, в постной кухне очень много простых, интересных и, главное, вкусных блюд, – говорили дети и взрослые после проведения фестиваля.К празднику Пасхи ребята из театра-студии «Конфетти» со своим руководителем Светланой Николаевной Бирюковой поставили трогательный спектакль о добре и милосердии «Пасхальный куличик», пригласив на премьеру всех учеников начальной школы. Дети посмотрели постановку, поделились в классе своими мыслями и чувствами, нарисовали рисунки-отклики на пасхальную тему.Экскурсионная деятельность, посещение музеев и монастырей, помогает детям осознавать связь прошлого и настоящего, понимать культурный опыт, который передается от одного поколения к другому. После посещения учащимися Данилова монастыря, после знакомства с шедеврами русской иконописи в Музее русской иконы меняется характер вопросов, которые задают дети. Вопросы становятся интересными, содержательными, многим учащимся хочется самим найти ответы на вопросы одноклассников.У данного курса есть удивительный ресурс. Это ресурс раскрытия и поддержания интереса учащегося, когда возможно создание индивидуальной траектории для раскрытия личности ребенка, когда ученик выбирает позицию активного участника процесса получения нового знания, что позволяет ему не только прочно усвоить полученные им знания, но и формирует познавательную самостоятельность, развивает его творческие способности и мышление.Живой интерес и эмоциональный отклик вызвала у четвероклассников экскурсия в храм Живоначальной Троицы в Борисове, на которую школьников пригласил священник Александр Горват, куратор нашей школы по вопросам изучения основ православной культуры. После беседы с батюшкой ученик 4‑го «Г» класса Максим Политов заинтересовался историей храма. Он вместе с родителями нашел и прочитал книгу А.Д.Зверева «Крестные ходы села Борисова», изданную в 1911 году. Потом под руководством классного руководителя Светланы Николаевны Бирюковой выполнил проект «Миссионерское и культурное значение храма Живоначальной Троицы в Борисове в начале ХХ века», представил свое исследование на конкурсе «История и культура храмов столицы» в мае 2018 года, занял 1‑е место.Много вопросов возникает у учителя при подготовке к уроку. И вопросы, наверное, не в предметной области, не в методике преподавания и не в способе подачи информации, вопросы о том, как создать ситуацию вдумчивого открытого диалога, ситуацию выбора.Сам учитель постоянно чему-то учится. Посещение курсов повышения квалификации и ежемесячного лектория для учителей ОРКСЭ, участие в семинарах, проводимых Городским методическим центром, позволяет участвовать в профессиональном диалоге, обмениваться опытом, это способствует повышению профессионального мастерства учителя. Встречи с представителями православной церкви, со священниками духовно окормляют. Тематические экскурсии помогают по новому осмыслить теоретический материал курса, понять, как донести до учащихся тонкие взаимосвязи, которые пронизывают историю и культурные традиции нашей страны.Учителю важно уметь быть готовым открыть что-то новое не только в детях, но и в самом себе, может быть, даже и не всегда приятное, и сказать самому себе: «У меня есть задача для самообразования и самосовершенствования. Я готов решать ее».Наталья ИВАНОВА,учитель начальных классов школы №937
Комментарии