Конкурс «Детский сад года-2010» завершился в декабре прошлого года. Названы победители в пяти номинациях. Сообщество, естественно, интересует, а за что им отдали победу. Мы удовлетворяем этот интерес, предоставляя возможность победителям презентовать свой опыт на страницах «Московского детского сада».
Людмила КОНЯШКИНА, заведующая детским садом №880 (победа в номинации «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей»):- Наш детский сад был открыт в 1976 году, в 2001-м ему был присвоен статус учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления воспитания детей.Задача нашего детского сада – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка ребенка к школе. В нашем детском саду создана разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляется.Для успешного решения задач, стоящих перед коллективом педагогов, с учетом направлений работы в нашем детском саду оборудованы:- музыкальный и спортивный залы,- кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда,- изостудия,- детская библиотека,- театр-студия,- костюмерная.В группах есть развивающие центры: книжные и природные уголки, центры по изобразительной деятельности и для развития мелкой моторики, театрально-музыкальные центры, а также игровые уголки и творческие лаборатории, спортивные центры для удовлетворения потребностей детей в двигательной деятельности. Наш детский сад укомплектован кадрами, все педагоги имеют профильное образование, постоянно повышают свой профессиональный уровень.В нашем ДОУ работают:- учитель-логопед (логопункт),- педагог-психолог,- воспитатель физической культуры,- музыкальный руководитель,- педагоги дополнительного образования. С 1998 года ДОУ стал базой для проведения практики студентов педагогического колледжа №5.Наши маленькие воспитанники чувствуют нашу любовь и заботу, у нас уютная атмосфера, им интересно и радостно находиться в детском саду. Всего в нашем детском саду 9 групп, две из них – группы раннего возраста, их посещают 192 ребенка в возрасте от двух до семи лет.Педагогический коллектив осуществляет деятельность по базисной программе «Истоки» Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Наряду с комплексной программой педагоги используют парциальные программы и образовательные технологии.Основное приоритетное направление работы ДОУ – художественно-эстетическое развитие.В детском саду организовано бесплатное дополнительное образование:- ритмическая гимнастика,- изобразительная деятельность,- музицирование,- театрализация.Наши воспитанники постоянные победители районных и окружных конкурсов.Наш детский сад называется «Семицветик», свое название он получил не случайно. Каждый из его семи лепестков символизирует одно из направлений воспитательно-образовательного процесса, а сердцевинка цветка – личность ребенка. Реализуя все направления, мы стремимся создать условия для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы.Ольга МАТВЕЕВА, заведующая детским садом №2537 (победа в номинации «Детский сад»):- Мы победили в Год учителя накануне наступления Года спорта и здорового образа жизни, и для нашего коллектива это знаменательно, ведь нам удалось подвести первые итоги работы по оздоровлению детей. С детьми работают 12 педагогов и специалистов, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, учитель-логопед, педагог-психолог, мы сотрудничаем с НМЦ ВАО, МИОО, школой №2026, поликлиникой №78, природно-историческим парком «Косинский», Московской филармонией, районной управой Косино-Ухтомский, детской библиотекой №7, Центром социальной помощи семье и деятям «Косино-Ухтомский», который помогает нам проводит диагностику детей, развивающие занятия, родительские собрания, практикумы. Главные наши друзья – родители воспитанников. Для них мы проводим дни открытых дверей и открытые просмотры занятий. Наши детки – в возрасте от 2 до 7 лет – входят в шесть возрастных групп, каждая имеет свое название: «Клубничка» «Солнышко», «Колокольчики», «Капитошки», «Пчелки», «Колобки». Для всестороннего развития детей у нас есть зимний сад, детская библиотека, бассейн, сельский уголок, музей народной игрушки, сенсорная комната. В нашем детском саду разработана программа «Здоровье» на основе научных трудов Ю.Змановского. Это комплексная система воспитания ребенка, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Мы стремимся к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, а самое главное – нравилась детям.Основные задачи нашей программы: Укрепление здоровья детей. Для этого мы заботимся о сбалансированном питании, проводим ежегодную диспансеризацию, составляем индивидуальные образовательные маршруты, создаем условия для реализации программы «Здоровье». Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Мы проводим тематические занятия о пользе витаминов. О правильном питании, формируем культурно-гигиенические навыки детей, решая эту задачу в тесном взаимодействии с семьей. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. В нашем детском саду физическое воспитание включено во все виды деятельности детей. Создание условий для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни. В детском саду есть тренажерный зал, спортивный комплекс для индивидуальных занятий, оборудованная спортивная площадка и место для подвижных игр, в группах оборудованы спортивные уголки. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Наши дети имеют возможность попробовать себя в разных видах спорта и выбрать наиболее интересный. Специалисты ведут наблюдение и выявляют одаренных детей, работа ведется в сотрудничестве с семьей и школой. Приобщение детей к традициям большого спорта. В нашем детском саду проводятся встречи с представителями большого спорта – тренерами. Родителями-спортсменами проводятся соревнования, где дети завоевывают медали и кубки. Наши выпускники идут в большой спорт и добиваются высоких результатов.Активная деятельность наших воспитанников направлена на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Это позволяет нашим детям быть физически, духовно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реальной жизни.Наталья НЕВЗОРОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №1363 (победа в номинации «Детский сад компенсирующего вида»):- Наш детский сад посещают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Физкультура и спорт играют важную роль в жизни наших воспитанников. Для укрепления здоровья детей и формирования основ здорового образа жизни в нашем детском саду разработана программа «Будь здоров», формами реализации которой стали коррекционная утренняя гимнастика, пробежки вокруг детского сада, физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе.Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода: в детском саду есть физкультурный зал, зал лечебной гимнастики, зал детских тренажеров, музыкальный зал, сенсорно-релаксационная комната, медицинский кабинет, физиотерапевтический и массажный кабинеты. В группах созданы здоровьесберегающие условия: спортивные уголки оснащены нетрадиционным физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.Для активной двигательной деятельности на улице оборудованы спортивная и прогулочные площадки, экологическая тропа, спортивный комплекс, площадка по изучению и закреплению в игре правил дорожного движения.Учебный процесс строится в соответствии с гигиеническими требованиями, с использованием здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, футбол-гимнастики. Также мы проводим подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику пробуждения, закаливание, лечебный и оздоровительный массаж.Главные союзники в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни детей – родители. Мы проводим для них открытые занятия, педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, родительский клуб «Не болей-ка», дни здоровья, совместные спортивные праздники.Мы активно сотрудничаем со многими учреждениями округа и города – Научно-практическим центром медицинской помощи детям, Институтом профессионального массажа, НИИ гигиены детей и подростков и другими организациями.Актуальным стал вопрос об отношении педагогов к своему здоровью. В детском саду проводится ежегодная диспансеризация сотрудников, совместные активные выходные, работает кружок «Аэробика для всех», коллектив участвует в спортивных соревнованиях среди учреждений округа.Таким образом, приобщение к здоровому образу жизни детей, педагогов и родителей происходит в тесном взаимодействии друг с другом, что стало основной задачей в нашей работе. Сочетание коррекционно-оздоровительных мероприятий помогло нашим воспитанникам избежать оперативных вмешательств, позволило подготовить их к обучению в условиях массовой школы.Лидия НОВОЖИЛОВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2530 (победа в номинации «Центр развития ребенка – детский сад»):- Приоритетная цель нашей работы – формирование и развитие здорового образа жизни. Специалисты, родители и дети сумели сосредоточить свои усилия для успешной реализации разработанной нами программы здоровья.Модель организации работы по развитию здорового образа жизни строится на основании трех аспектов культуры здоровья – физическом, психическом и социальном – и предполагает их интеграцию. Важная часть системы работы по сохранению здоровья детей – это профилактика заболеваний через укрепление резервов организма (витаминизация, обогащенное питание, закаливание, фитонцидотерапия), а также утренняя гимнастика, физкультминутки, точечный массаж, дыхательная гимнастика.Для детей, имеющих нарушения в здоровье, предусмотрена программа коррекции заболеваний (массаж, ЛФК, физиотерапия).Немаловажное значение мы придаем активной пропаганде здорового образа жизни.Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка, поэтому мы создали все необходимые условия для системы физкультурно-оздоровительной работы. Это физкультурные занятия в оснащенном современным оборудованием спортивном зале и на улице, различные физкультурные досуги, игры, праздники, соревнования, занятия в специально оборудованном тренажерном зале.В Центре развития ребенка организованы занятия плаванием в бассейне для всех возрастных групп, а также для группы кратковременного пребывания «Учимся плавать». Ведет занятия инструктор – мастер спорта по плаванию, чемпион России.Инновационное решение – проведение занятий аквааэробикой с элементами синхронного плавания. Аквааэробика полезна прежде всего низкой степенью нагрузки на организм. К тому же занятия аэробикой в воде стимулируют кровообращение за счет массажного эффекта, что повышает общий тонус мышц.Нетрадиционными методами оздоровления стали посещение детьми инфракрасной сауны, витаминный фиточай, а также музыкотерапия на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях в изостудии. Наши воспитатели ежедневно используют в своей работе в группе приемы релаксации перед сном, минуты тишины, уголки уединения, музыкальные паузы. Эффективная система оздоровительной работы с детьми подтверждается высокими результатами физического развития, а также показателями низкой заболеваемости и числом дней пребывания в ДОУ.Мы можем утверждать, что к концу дошкольного периода наши воспитанники и их родители осознают ценность здорового образа жизни и совместно предпринимают определенные действия в этом направлении.За короткий период работы дети Центра развития ребенка – детского сада достигли высоких результатов в физкультуре и спорте, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты и награды.Оксана МИЩЕНКО, заведующая детским садом комбинированного вида №2403 (победа в номинации «Детский сад комбинированного вида»):- Одной из важнейших в современной России стала проблема сохранения и укрепления детского здоровья, поэтому в нашем детском саду воспитательно-образовательная работа направлена на повышение уровня физического развития детей, на их здоровьесбережение. Эта работа для нас стала приоритетной и способствующей решению задач городской целевой программы «Столичное образвоание-5» по разработке и внедрению в практику работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, эффективных технологий сотрудничества с родителями, включению родителей в программы родительской компетентности, разработке и внедрению критериев оценки компетентности детей старшего дошкольного возраста в области культуры здоровья.В нашем детском саду созданы все условия для повышения уровня физического и психического развития детей, накопления ими первоначального социокультурного капитала. В результате внедрения рациональных медико-педагогических мероприятий, интегрированных здоровьесберегающих технологий, инновационных технологий, сотрудничества с родителями разработана эффективная система воспитания и комплексного оздоровления детей, направленная на развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Воспитание психофизических качеств, формирование стремления к сохранению своего здоровья, совершенствование защитных функций детского организма, повышение устойчивости к различным заболеваниям, поддержание у воспитанников бодрого и жизнерадостного настроения, выравнивание физического развития и преодоления двигательной недостаточности у детей с нарушением зрения, профилактика негативных эмоциональных проявлений, повышение работоспособности и двигательной активности на основе индивидуального и личностно ориентированного подхода средствами медицинской и педагогической коррекции: закаливания, гидрореабилитации, игровых упражнений и предметно-практической деятельности, дыхательной, пальчиковой, лечебной, тренажерной гимнастик и гимнастики для глаз, специальных занятий, бесед, адаптивного физкультурного оборудования.Одним из условий успешного физического воспитания и укрепления здоровья детей в нашем учреждении стало создание оптимальных условий коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды, способствующей становлению у воспитанников физической, офтальмо-гигиенической и экологической культуры, формированию навыков поведения, соответствующих здоровому образу жизни, профилактике заболеваемости, охране физического и психологического здоровья. Этому способствует сотрудничество детского сада и семьи в вопросах диагностики физического развития детей, последующей организации на ее основе оптимального двигательного режима с учетом возможностей воспитанников в детском саду и дома, использования оздоровительных технологий.В нашем детском саду внедряются такие инновационные формы взаимодействия с семьей, как организация семейного физкультурно-оздоровительного клуба, цикл практикумов для родителей по вопросам занятий физкультурой в домашних условиях и закаливания, проведение мастер-классов с использованием адаптивного физкультурного оборудования, семейные домашние задания по физкультуре, тренинги решения педагогических задач по закреплению привычки и интереса к здоровому образу жизни, оформление семейных фотоальбомов, отражающих традиции занятий физкультурой и спортом.Все эти мероприятия позволили сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, заинтересованность различными аспектами здорового образа жизни. Они способствовали снижению заболеваемости детей и привлекли внимание родителей, вызвав их доверие и готовность к сотрудничеству.В перспективе мы собираемся реализовать комплексную модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающую укрепление детского здоровья, формирование ценностного отношения к нему и полноценное включение ребенка в многогранную жизнь общества ХХI века.
Комментарии