Мы вновь представляем слово лауреатам, призерам и участникам конкурса «Детский сад-2010».
Татьяна МАРФУНИНА, заведующая детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников №1758:- Наш девиз: «Сердце ребенка – поле безбрежное, сеять в нем нужно весной… Сеять разумное, доброе, вечное, чтоб не осталось бороздки пустой». В нашем детском саду созданы условия для гармоничного развития личности. На одном из первых мест в воспитании ребенка для нас стоит здоровье, и мы считаем, что это правильный ориентир.В своей работе мы учитываем комплекс мер и системность использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня. Мы планируем разнообразные формы и виды оздоровительной работы в группах полного дня и в группах кратковременного пребывания. Для мамы-воспитателя и воспитанников семейного детского сада мы составляем индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы.Ритм жизни детей обеспечивается за счет гибкого режима (особенно в адаптационный период). Во время проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий учитываются группа здоровья, имеющиеся заболевания и в зависимости от этого варьируются физическая нагрузка, ее виды и количество упражнений, которые согласуются с врачом.Оздоровительные технологии мы используем как на занятиях, так и в режиме дня, – это обширное умывание, полоскание горла и рта, самомассаж стоп, «хождение по дорожкам здоровья», дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз. Для профилактики простудных заболеваний дети получают витаминные и фиточаи, для них проводится фитоионогальванизация (лук, чеснок).Создание развивающей среды в группах и правильный подбор одежды в зависимости от температуры воздуха способствуют оптимизации двигательного режима, который включает утреннюю гимнастику с элементами театрализации, сюжетные занятия, эстафеты, игры-забавы, обливания водой и физкультурно-оздоровительные занятия в бассейне, спортивные и подвижные игры, гимнастику пробуждения, развитие движений через подвижную игру с элементами театрализации.Созданию эмоционального настроя детей помогает благоприятный психологический климат. Для этого педагоги используют психогимнастику, элементы аутотренинга и релаксации, музыкально-ритмические движения. Неотъемлемой частью нашей работы стали спортивные праздники и развлечения с элементами театрализации, но особый восторг вызывает у детей театр на воде.Традиционное мероприятие в зимний период – неделя здоровья, которая включает день чистоты и опрятности, день здорового питания, день знакомства с организмом, день хорошего настроения, день физкультуры и спорта, заканчивается неделя здоровья большим музыкально-спортивным праздником на свежем воздухе.Мы движемся к здоровой семье через детский сад, получая результаты благодаря тесному сотрудничеству с семьей. Консультации и практические рекомендации для родителей, дни открытых дверей, тренинги и практикумы. Особый интерес и отклик у родителей вызывают фотовыставки и совместные акции (праздники, досуги, развлечения, экскурсии). В своей работе мы достигли таких результатов: снижение заболеваемости, повышение уровня физического развития, положительная динамика в развитии психических процессов.Я считаю необходимым отметить, что мы установили тесное сотрудничество с теми школами, которые открыли в нашем округе группы для детей старшего дошкольного возраста. Для руководителей этих структурных подразделений мы проводим обучающие семинары по планированию физкультурно-оздоровительной работы для воспитателей – практикумы.Коллектив нашего детского сада последовательно и систематично продолжает вести работу по сохранению и укреплению здоровья детей, принимая активное участие в разных видах спортивных соревнований. Зоя САЛЬНИКОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №1237:- Наше будущее – это наши дети. Дмитрий Медведев отметил: «Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. Показателем личного успеха должно стать здоровье человека…»По данным Департамента здравоохранения, состояние здоровья детей в стране резко ухудшается: снизилось количество детей первой группы здоровья и увеличилось количество детей второй, третьей, четвертой групп здоровья. Мы пришли к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья не добиться успеха. Мы разработали модель оздоровления детей «Здоровый малыш», направленную на: – улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости;- формирование потребности в здоровом образе жизни;- рациональную организацию режима дня – сбалансированное питание детей;- стимулирование оптимальной физической активности.Наша модель состоит из нескольких взаимосвязанных блоков.Заботиться о здоровье ребенка начинаем еще до его рождения. В нашем ДОУ работает консультативный пункт психологического сопровождения беременности «Ждем тебя, Малыш!». Мы создали и реализовали программу, которая способствует активному прохождению беременности. В процессе реализации этой программы осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического здоровья и социального благополучия будущих родителей.Создавая предметно-развивающую среду, мы помогаем ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В детском саду есть:- спортивный зал;- физкультурная площадка;- физиокабинет;- плавательный бассейн;- игровые, оздоровительные и учебные зоны в групповых комнатах.Для воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован уголок здоровья, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.Особое внимание мы уделяем диагностическому обследованию, которое проводится два раза в год в виде игровых ситуаций. Данные анализируются, выявляются причины, отрицательно влияющие на здоровье детей.В бассейне проводятся занятия по обучению детей плаванию. Регулярно мы проводим закаливающие процедуры, досуги на воде, игровые и развлекательные занятия. Наши дети ежегодно принимают активное участие в конкурсах «Ветер побед», «Веселые Южата», «Муравейник», в фитнес-фестивале, занимая призовые места.В нашем детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах особое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Большое значение мы придаем организации полноценного дневного сна. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое становится необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. У нас вкусное, разнообразное четырехразовое питание. Наши повара готовят так, что пальчики оближешь! Родители – важное звено в развитии дошкольника и особенно в формировании у ребенка основ здорового образа жизни. Сотрудничая с семьей, мы используем различные формы взаимодействия и активно включаем родителей в жизнь детского сада: оформляем информационные уголки здоровья; проводим открытые показы занятий и праздников; устраиваем туристические походы с родителями; проводим консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников.Коллектив нашего детского сада приветствует здоровый образ жизни, а это поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, стимулирует их заниматься спортом, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья детей. Мы согласны с Мишелем де Монтенем: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».Надежда КУДРЯВЦЕВА, заведующая детским садом комбинированного вида №1757:- Наш девиз: «Доброе сея, пожнем мы добро!». Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества, в том числе в нашем государстве – в России.Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком! Главная формула для нас – «Движение – это жизнь!». Движение – это врожденная потребность человеческого организма. Воспитание у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию – приоритетная задача детского сада.Формирование культуры здорового образа жизни детей и их семей происходит в процессе организации различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий на занятиях в зале, в группе, в бассейне, на улице.Обязательными элементами режима дня стали закаливающие и оздоровительные мероприятия: контрастное обливание и фитотерапия, гимнастика пробуждения и массаж, сказкотерапия и витаминизация.Большое внимание мы уделяем особым детям. С 1990 года в нашем детском саду открыты группы для детей с задержкой психического развития. С 1 декабря 2009 года начала работу Служба ранней помощи. Наша цель – помочь родителям понять особенности ребенка, принять его, радоваться его успехам, адаптировать маленького человечка в социуме. Родители не только принимают активнее участие в занятиях и играх, но и обучаются приемам взаимодействия с детьми. Это дает ребенку возможность в разных условиях многократно повторять любимые им игры и упражнения. Обязательная работа педагогов в отношении особых детей – разработать и осуществить индивидуальный образовательный маршрут.Воспитание таких качеств, как упорство и настойчивость, умение предвидеть трудности, помогает детям достигать высоких результатов. Наши воспитанники активные участники не только спортивных, но и других мероприятий.Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости в опережающем воздействии средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства, через создание комплекса системных мер, помогающих сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и в детском саду.Чтобы научить, нужно уметь самим! Педагог дает пример детям и родителям: семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, «круглые столы».Район Ново-Переделкино имеет хорошую инфрастуктуру для развития физкультуры и спорта: спортивную школу «Борец», бассейн «Радужный», ледовый каток, горнолыжный склон, теннисный корт, конноспортивный комплекс, лесопарк для занятий лыжным спортом. Наши дети и выпускники имеют возможность заниматься с профессиональными тренерами, успешные результаты подтверждают многочисленные грамоты и медали.Лариса КУЦ, заведующая детским садом комбинированного вида №2616:- Наш детский сад открылся в июне 2008 года. Сегодня в нашем ДОУ работают группы общеразвивающей направленности для детей с ОНР и ЗПР.В перспективе мы хотим стать учреждением компенсирующего вида.Одно из важных условий эффективной коррекционной работы – регулярное посещение ребенком детского сада. По результатам заболеваемости было отмечено, что дети коррекционных групп имеют ослабленное здоровое, а Цицерон говорил, что высшее благо достигается на основе физического и умственного здоровья.Первостепенная задача нашего ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.В нашем саду создана физкультурно-оздоровительная среда для решения всех поставленных задач. Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует гармоничному развитию ребенка и проживанию им в стенах дошкольного учреждения полноценного счастливого детства.Спортивно-оздоровительная направленность в образовательной деятельности и режимных моментах, а также проведение комплексных занятий способствуют снижению учебной нагрузки, позволяют увеличить время на самостоятельную и игровую деятельность детей.Кинозал как форма работы педагогов с детьми поддерживает интерес к физической культуре и спорту и позволяет получить новые знания в таких образовательных областях, как здоровье, физическая культура, безопасность. Любимые герои детских сказок приходят в детский сад и через интерактивные представления для детей подводят их к пониманию необходимости расти здоровыми, сильными, крепкими. Традиционные народные игры, забавы, развлечения на прогулках и праздниках развивают интерес и потребность двигательной активности.Повысить уровень физкультурно-оздоровительной активности детей и родителей нам помогает клуб «Мамина школа», основная цель которого – повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития. Наши дети – это звезды, которые открывает и зажигает наш детский сад на небосклоне спорта. Родители – это спутники, которые поддерживают и направляют своим примером.Наши воспитанники – постоянные участники районных и окружных соревнований, члены спортивных секций – наши родители с энтузиазмом поддерживают инициативу в приобщении детей к физической культуре и спорту. Постепенно у них формируется осознание ценности времени, проведенного с ребенком, совместный активный отдых всей семьей входит в семейную традицию, а это положительно влияет на укрепление института семьи, и хобби превращается в жизненную потребность в движении, занятиях спортом.Наши выпускники поступают в спортивные школы и продолжают активно заниматься в спортивных секциях, что обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социуме.Совместные мероприятия со школой №2034 позволяют нам радоваться и гордиться успехами наших бывших воспитанников в школьной и спортивной жизни.Отменное здоровье, здоровый образ жизни, потребность в двигательной активности – с нашими детьми хоть в космос. А что? Если очень захотеть, можно и в космос полететь.Елена ГРАЧЕВА, заведующая детским садом комбинированного вида №1818:- Мы реализуем три программы – для детей, для сотрудников и для родителей.Программа «Здоровый ребенок» включает систему двигательной активности, систему закаливания, создание условий и мониторинг. Для детей разработаны индивидуальные маршруты, наряду с лечебно-профилактическими реализуются задачи развития физических качеств и двигательных навыков на занятиях, спортивных праздниках, в подвижных играх. Элементы спортивных игр повышают уровень физической подготовки, развивают функциональные системы организма, а двигательная активность в течение дня повышается до двух часов, что позволяет решать задачи программы «Столичное образование-5». В «Школе мяча» дети учатся видеть мяч, реагировать на его полет, играть в футбол, баскетбол, другие игры с мячом. «Школа скакалки» делает движения быстрыми и легкими, развивает внимание и чувство ритма.Спортивные игры особенно актуальны зимой, у нас работает школа хоккея. Большую радость доставляет детям ходьба на лыжах, плавание в бассейне, водное поло, аквааэробика развивают терморегуляцию, умение плавать, нырять. Проведение турслетов приобщает детей к природе, формирует выносливость, навыки безопасного поведения. Традиционно мы проводим дни здоровья. «Неделя зимних игр и забав» – это катание на лыжах и санках. Веселые игры и забавы, регулярные занятия физкультурой и спортом формируют физическую готовность к обучению в школе.Программа оздоровления сотрудников «Оптимальное здоровье» – это система занятий физкультурой, спортивные игры и маршруты выходного дня. Физическая активность – главный принцип самооздоровления. Наш девиз: «Только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка!» Аэробика проводится систематически, сплачивает коллектив, дарит позитивный настрой. Инициативная группа разрабатывает маршруты выходного дня: конные походы, посещение бассейна, походы в лес, лыжные походы, велосипедные прогулки.Взаимодействие с семьей основывается на реализации программы «Московская семья – компетентные родители». В семейном клубе «Мамина школа» используются эффективные формы: тренинги, практикумы, встречи, совместные мероприятия. Семьи участвуют в городских спортивных праздниках. Мы проводим игротеки, марафоны, олимпиады, дни здоровья, организуем проектную деятельность (проект «Богатырская наша сила»).На выставке семейных альбомов, в компьютерных презентациях на встречах в семейном клубе родители представляют опыт семейного воспитания приобщения детей к туризму, к разным видам спорта, к путешествиям.Актуализация семейного опыта вызывает живой интерес родителей, влияет на положительные изменения в мировоззрении, в поведении по отношению к себе и к своим детям, содействует формированию потребности в здоровом образе жизни, в систематических занятиях физкультурой и спортом.Активный образ жизни – повседневная жизнь в маленьких победах над собой, крылья, несущие к осознанию собственной и коллективной значимости.Светлана ГАЛАЩЕНКО, заведующая детским садом комбинированного вида №2431:- Реализуя образовательную политику Москвы в сфере дошкольного образования, коллектив нашего ДОУ уделяет особое внимание сохранению физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.Только здоровый педагог может воспитывать здоровую личность. Только здоровый родитель может своим примером поддерживать и развивать потребность ребенка к здоровому образу жизни. Только здоровый ребенок будет развиваться гармонично, легко адаптироваться при переходе из одного возраста в другой, вариативно мыслить и ориентироваться в любой ситуации.В нашем детском саду разработана и внедрена программа «Здоровый малыш», которая наряду с традиционными формами и методами по укреплению здоровья включает блок с часто болеющими детьми.Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития направлена на устранение отставаний в двигательном развитии, совершенствование моторики.Приобщение детей к спорту осуществляется в разнообразных секционных формах работы. Личностно-ориентированный подход предоставляет ребенку свободу выбора и помогает сделать процесс формирования здоровья радостным. В учреждении работает «Школа мяча», занятия в бассейне приносят детям истинное удовольствие от плавания. В детском саду работает секция «Здоровье плюс лыжи».Развитие творческих способностей детей, воспитание интереса к движениям формируется на занятиях по степ-аэробике в клубе «Апельсин» и на занятиях по ритмической гимнастике.Танцевальный коллектив «Шармель» – постоянный участник окружных и районных конкурсов и концертов. Хочу отметить, что этим коллективом руководит мама наших воспитанниц.Реализация проектной деятельности вовлекает родителей в образовательный процесс, способствует возрождению семейных традиций совместного спортивного досуга, формирует у детей интерес к спорту, желание заниматься им.Семьи наших воспитанников – непременные участники спортивных праздников и тематических досугов.Традиция учреждения – приглашение в детский сад наших бывших воспитанников в дни школьных каникул. Первоклассники с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, рассказывают дошкольникам о школе и своих успехах.Ежегодно наши воспитанники становятся призерами районных и окружных соревнований «Веселые старты».Ориентируя детей на здоровый образ жизни, приобщая их к спорту, педагоги сами занимаются в спортивных секциях учреждения. Пример педагога мотивирует ребенка интересоваться спортом и заниматься им.Формирование культуры здоровья, элементарных основ спортивной культуры – необходимое звено в гармоничном развитии ребенка.Светлана ЯНАЛОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №2640:- Коллектив нашего детского сада выстраивает работу по физическому развитию и оздоровлению воспитанников, основываясь не только на традиционной программе физического воспитания дошкольников, но и на использовании инновационных здоровьесберегающих технологий.Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от образа жизни семей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в тесном контакте с родителями воспитанников.На начальном этапе сотрудничества с семьей по воспитанию здорового ребенка мы провели анкетирование родителей, по результатам которого выявили три группы. К первой группе мы отнесли родителей (37%), которые недооценивают значение физического воспитания, с ними педагоги ведут индивидуальную просветительскую работу. 12% родителей с удовольствием занимаются с детьми, стремясь воспитать здорового ребенка, их опыт мы используем в работе с другими группами родителей. В третью группу вошло большинство семей (515), которые разделяют взгляды на здоровое семейное воспитание, но им не хватает знаний, опыта, времени, желания заниматься с ребенком. Эта группа родителей и стала основой для создания клуба «Моя здоровая семья».Специалисты на занятиях в семейном клубе используют практический опыт родителей второй группы в совместном проведении консультаций на темы «Как организовать здоровый полноценный сон ребенка», «Что едят наши дети», мастер-классов на темы «Как сформировать правильную осанку», «Культура здорового детства», семинаров-практикумов «Как лучше с детьми провести выходной день», «С папой на зарядку», где семьи обучаются лечебно-профилактическим упражнениям, приемам самостоятельного оздоровления в домашних условиях, релаксации и самомассажа.По результатам работы семейного клуба мы разработали методические рекомендации, памятки по приобщению родителей к здоровому образу жизни на темы «Залог здоровья ребенка – чистота в доме», «Как подготовить ребенка к прививке», оформили фотовыставки «Семейная спартакиада», «А у нас в семье!», организовали совместную проектную деятельность на темы «Всей семьей за здоровьем», «Папа, мама, я – спортивная семья!».Наш клуб, созданный три года назад, насчитывал в своих рядах 10 семей, а в сентябре 2010 года их было уже 38. В их числе и семьи, чьи дети уже покинули наш детский сад, но продолжают ходить на совместные встречи. Ритм жизни и экологическая обстановка мегаполиса постоянно заставляют задумываться взрослых о своем здоровье и дальнейшей судьбе своего ребенка.Информация и практический опыт, получаемые на занятиях нашего семейного клуба, бесценны и позволяют родителям поддерживать потребность в здоровом образе жизни в своей семье, привлекать детей к спорту, применяя новейшие здоровьесберегающие технологии.Динамика снижения заболеваемости за время работы семейного клуба положительная. Дети меньше болеют простудными заболеваниями, у них закладываются основы для формирования устойчивой привычки к здоровому образу жизни. Помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни детского сада родители изменили свое отношение к собственному здоровью и здоровью ребенка.Наше сотрудничество продолжается и за стенами детского сада. Совместные экскурсии, походы, участие и победы в окружных и городских спортивных соревнованиях еще больше сплачивают детей, родителей и педагогов, привлекают новые семьи в наш клуб.
Комментарии