search
main
0

Береза, белая подруга. Интегрированный урок-калейдоскоп. 2-й класс

Тема по чтению: «Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Как коза избушку построила» из раздела «Устное народное творчество».

Досье «УГ»Кирилл ЩЕЛКОВРусская береза – очень красивое дерево. Недаром народ сложил очень нежные и напевные песни о березе. В старину девушки играли около берез, водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.А слышали ли вы о том, что многие деревья могут улучшать настроение, передавать человеку свою энергию, а значит, бодрость и здоровье? Береза, по утверждению ученых, обладает такими свойствами. Кроме того, она успокаивает. Достаточно подойти к ней и прислониться спиной к стволу. Береза создает настроение уюта, оказывая эмоциональное воздействие формой кроны, ароматом и шелестом листьев.Алина АМАНБереза – лекарственное растение. Все в ней имеет целительную силу. Почки березы помогают при заболеваниях почек и печени. Настои из листьев уменьшают боли, улучшают общее состояние человека.Сок березы содержит большое количество витаминов, его применяют как общеукрепляющее средство при различных заболеваниях. В народной медицине используется также и деготь березовый.На старых деревьях встречается березовый гриб – чага. В народной медицине он также находит применение – им лечатся от рака.Анна ПОНАМОРЕВАВ июне в первый летний месяц, на 50-й день после Пасхи, на Руси отмечается другой христианский праздник – праздник Троицы.До сих пор сохранился обычай украшать дома, жилища зеленью, цветами, веточками берез. Праздник Троицы был любимым праздником земледельцев. Он знаменовал окончание весенних полевых работ – пахоты и посева. Но, заботясь о будущем урожае, древние славяне связывали с березой магические свойства, способные воздействовать на лесных и полевых духов, от которых, как они думали, во многом зависит хороший урожай, плодородие земли.

Тема по природоведению: «Береза – лекарственное растение».

Цели и задачи урока:

Продолжить формировать и отрабатывать навыки выразительного чтения.

Развивать речь детей, расширять их кругозор и активный словарный запас.

Прививать любовь к малой родине, к родной природе.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за родной край.

Познакомить с новой сказкой, прочесть ее по ролям.

Совершенствовать мыслительные процессы и творческие способности детей, развивать память, воображение, наблюдательность, познавательный интерес.

Предварительная работа

Наблюдение за березой в разные времена года во время экскурсий на природу, в парк.

Участие в школьном мероприятии – сборе лекарственного сырья (березовых почек, березового гриба – чаги).

Изготовление поделок из природного материала, в т.ч. из бересты.

Повторение русской народной песни «Во поле береза стояла» с соотнесением со словами песни имитации движений для оздоровительной минутки урока.

Раздать трем ученикам отрывки из русских сказок для подготовки к выразительному чтению.

При подготовке к уроку хорошо успевающим ученикам подготовить дополнительные сообщения (см. «Приложение»).

Наглядность

1. На классной магнитной доске – рисунки детей с изображением березы в разные времена года (домашнее задание к уроку).

2. В рубрике «Сегодня на уроке»: «Как коза избушку построила» – русская народная сказка.

3. На магнитной доске под занавеской «спрятаны» вразброс слоги и буквы от слов: От – ли – ч – но! Мо – лод – цы! С – па – си – бо!

Рядом с ними – веселый человечек, который «уронил» эти слова и «рассыпал».

4. На доске слова:

Роща, дубрава, ельник, бор.

Новые слова из сказки (значения не указаны):

Хлев – постройка для домашних животных.

Горевать – грустить, тужить, печалиться.

Зной – сильная жара.

5. Раздаточный материал:

– баллы 3, 4, 5 – для оценивания ответов товарищей;

– сигналы-«светильнички»: зеленый – «согласен», желтый – «не знаю», красный – «не согласен или хочу дополнить, уточнить».

6. Грамзапись русской народной песни «Во поле береза стояла».

7. Демонстрационный материал: заготовки трех предложений:

Я люблю русскую березу.

Я люблю русскую березу!

Я люблю русскую березу?

Ход урока

Ребята, сегодня нам надо успеть очень многое сделать. Мы затронем темы двух уроков чтения и природоведения, познакомимся с новой сказкой, узнаем больше о березе, своего рода символе России, послушаем выступления своих товарищей, будем продолжать учиться анализировать и оценивать их ответы. Вы принимаете такой план? Тогда в путь!

Напомните, что было задано на дом.

(Выучить наизусть русскую народную песенку «Береза, моя березонька», повторить стихотворение С. Есенина «Береза» и нарисовать это дерево в любое время года, когда оно вам больше всего нравится.)

Как мы будем читать песенку о березе?

(Медленно, напевно, ласково, с нежностью к этому дереву, выразительно, чтобы слушателям было интересно.)

Но перед тем как начать читать, давайте настроимся на выразительное чтение. Для этого нужно прочесть отрывок из сказки как можно выразительнее, подражая голосам героев, а все остальные должны угадать название сказки.

1-й ученик

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманек!

– Дай мне рыбки.

– Налови сам да ешь.

– Я не умею.

(«Лисичка-сестричка и серый волк»).

2-й ученик

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

– Вот еще! У моего батюшки и пшеничные не едятся.

(«Гуси-лебеди»).

3-й ученик

– Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

– Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

– Не плачь, зайчик, – говорят собаки, – мы ее выгоним.

– Нет, не выгоните!

– Нет, выгоним!

(«Заюшкина избушка»).

Молодцы, ребята! Очень старались читать выразительно. Кого мы сегодня узнали в ролях?

(Волка, лису, печку, девочку, собак, зайчика.)

Переходим к выразительному чтению стихотворения и текста песни наизусть. Внимательно слушайте своих товарищей, чтобы суметь правильно оценить, выставить нужный балл, уметь его аргументировать, т.е. проанализировать выступление.

(Дети читают, оценивают одноклассников. Учитель выражает свое согласие или несогласие, вместе со всеми выставляет свой балл – оценку.)

Вопросы к ученикам.

Какие слова говорят о том, что народ любит русскую березоньку?

Какие слова – эпитеты, сравнения – использует Сергей Есенин, чтобы показать чудную красоту зимнего дерева?

Да, ребята, действительно, во все времена года хороша, красива русская береза. И вы очень умело отразили это в своих рисунках. Неспроста ее любит русский народ. Береза – символ России. Поэты и писатели, художники и музыканты посвятили ей свои произведения.

Давайте попробуем придумать слова, которые более всего подходят к березе. Какая она?

(Стройная, зеленая, кудрявая, русская, высокая, гибкая, любимая, тихая, нежная, молодая, красивая, белоствольная, задумчивая, одинокая, грустная, веселая, светлая, плакучая и т.п.)

А какие из этих слов подходят к характеристике человека?

(Почти все!)

Вывод: березе человек придает свои человеческие качества, наделяет ее характером, делает ее как бы одушевленной, нежной и доброй.

Ребята, подумайте, а как назвать лесочек, где растут в основном березы?

(Роща)

А кто знает, что обозначают слова дубрава, ельник, бор?

(Ответы детей, пояснения учителя)

А как назвать участок земельной площади, где все вместе растут эти и другие деревья?

(Смешанный лес).

Добрым словом упоминают березу даже в сказках. Откройте учебник на стр. 17. Прежде чем перейти к выразительному чтению нового текста, проведем мимическо-речевую разминку для выработки и постановки правильной интонации и логического ударения.

Прочитайте 4 повествовательных предложения с разным логическим ударением:

Прочитайте 4 вопросительных предложения:

Прочитайте 4 восклицательных предложения:

Меняет ли изменение логического ударения смысловое содержание?

(Да).

Прочитайте заглавие нашей сказки «Как коза избушку построила» так, чтобы слышался вопрос, удивление, со страхом, испугом, с грустью, печалью, с радостью, восторгом.

Молодцы! Что помогло нам читать и произносить выразительно?

(Изменение интонации).

(Оздоровительная минутка. Под музыку грамзаписи дети поют и имитируют движения песни «Во поле береза стояла»).

Чтение текста сказки по ролям. Затем – вопросы:

– Почему старуху назвали говорухой? Героиню какой знакомой вам сказки она напоминает? (Федору из «Федориного горя» К. Чуковского).

– Что общего у нее с Федорой? (Лень).

– А сейчас проведем работу на развитие памяти и внимания, наблюдательности. Взгляните еще раз на иллюстрации в книге. Мы видим по веточке от каждого из 6 растений, к которым обращалась коза за помощью. Закройте учебник.

К скольким растениям обращалась коза? (К 6).

К скольким деревьям? (К 5).

Почему? Чем отличается кустарник от дерева?

– Сколько яблок на яблоневой ветке? (2).

– Сколько шишек на еловой ветке? (3).

– Сколько желудей на дубовой ветке? (4).

– Сколько цветочков на ветке шиповника? (3).

– Сколько сережек на березовой ветке? (4).

– А теперь скажите, какую пользу может приносить береза людям?

(Сообщения учащихся (см. Приложение).

– А какую боль может нанести человек этому красивому и ценному дереву?

(Неправильно берет сок, делая большие незаживающие раны, неправильно снимает бересту, обрывает все веточки на веники. Дерево часто от этого погибает).

– Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Чему учит прочитанная сказка?

(Любить животных. Не быть ленивым. Делать добро окружающим. Беречь природу. Человек и природа – одно целое. Человек зависит от природы).

Наш урок подходит к концу. Что больше всего вам сегодня запомнилось? О чем бы вы рассказали дома? А что не понравилось? С чем не согласны?

Домашнее задание: читать сказку по ролям и пересказывать текст.

Ребята, на протяжении всего урока с нами был веселый Незнайка. Это он рассыпал все слоги и буквы от каких-то слов, которые нес нам в конверте. Надо помочь ему собрать их снова в слова, и мы увидим, что же он хотел вам сказать…

Я присоединяюсь к его словам. Урок окончен. Спасибо всем!

Галина ИВАНОВА, учитель начальных классов, пос. Карманово, Смоленская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте