Единый государственный экзамен по обществознанию остается самым популярным среди выпускников из необязательных предметов: в 2018 году по всей стране его сдавали более 320 тысяч одиннадцатиклассников из всех 730 тысяч сдававших ЕГЭ.
Причины столь массового выбора этого экзамена также остаются в основном неизменными. Во-первых, результаты ЕГЭ по обществознанию требуются при поступлении на большое количество специальностей и направлений обучения в вузы. К примеру, при поступлении в некоторые вузы на направление подготовки «Учитель физики» требуются результаты не ЕГЭ по физике, а ЕГЭ по обществознанию. Во-вторых, большинство выпускников и их родителей привыкают к тому, что этот предмет «легкий» и поэтому сдать его будет «нетрудно». Обусловлено это в первую очередь тем, что взгляд неспециалиста на тематику экзамена заставляет сделать вывод: все темы, проверяемые на экзамене, связаны с повседневной жизнью (например, мы каждый день имеем дело с деньгами, органами государственной власти, семьей, религией, наукой, образованием и т. д.), поэтому любой выпускник, живущий в обществе, сможет дать ответы на экзаменационные вопросы. На первый взгляд экзамен по обществознанию не требует специализированных знаний, особенно в сравнении с физикой, химией, биологией, иностранными языками и другими предметами. В результате можно констатировать существование широко распространенного мифа о якобы легкой сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. Но это не более чем миф. И результаты ЕГЭ год за годом подтверждают ошибочность такой точки зрения, несмотря на ее значительную распространенность.В 2018 году в ЕГЭ по обществознанию не было значительных изменений в сравнении с предыдущими годами; модель экзаменационной работы и типы заданий в целом остались прежними. Произошло лишь уточнение критериев оценивания некоторых заданий (28 – план и 29 – мини-сочинение), в связи с чем увеличилось максимальное количество первичных баллов с 62 до 64. При этом, по официальным данным, доля сдававших этот экзамен выпускников, не преодолевших минимального балла, в 2018 году увеличилась в сравнении с 2017 годом и составила 17,4% (после падения этой доли в 2017 году до 13,8% в сравнении с 17,6% в 2016 году). Таким образом, типологически экзамен труднее не стал, но «несдавших» стало больше. Если перевести безликий процент в конкретное количество «пострадавших» выпускников, то получается, что целых 56 тысяч детей по всей стране не смогли преодолеть минимальный барьер.Но вместе с тем выросла и доля высокобалльников, набравших от 81 до 100 баллов, которая по итогам 2018 года составила 7,4% (в 2017 году – 4,5%, в 2016 году – 3,1%). Это означает, что около 24 тысяч детей набрали от 81 до 100 баллов. Также увеличилось количество стобалльников: в 2018 году их 198 (для сравнения: в 2017 году – 142, в 2016 году – 59). Однако средний балл по России продолжает колебаться между 50 и 60, что, очевидно, свидетельствует о сложности экзамена для основной массы сдающих его выпускников.Каким образом облегчить этот экзамен для сдающих его одиннадцатиклассников? Ответ также очевиден: уделять больше внимания и времени систематической подготовке, важнейшим элементом которой выступает тренировка решения заданий, аналогичных используемым в едином государственном экзамене. Одним из пособий, работа с которыми поможет в решении этой задачи, является пособие А.Ю.Лазебниковой, Е.С.Корольковой и Е.Л.Рутковской «ЕГЭ 2019. Обществознание: Банк заданий», выпущенное издательством «Экзамен». Пособие содержит более 700 заданий всех типов ЕГЭ по обществознанию, соответствующих демоверсии 2019 года, размещенной на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в нынешнем году.Пособие структурировано по типам заданий 1‑29 единого государственного экзамена по обществознанию, что облегчает навигацию по изданию и позволяет систематически отрабатывать навыки выполнения каждого из типов заданий. При подготовке к экзамену принципиально важно сформировать у выпускника четкое понимание того, какие именно требования содержат задания разных типов, какие именно особенности при их выполнении следует учитывать. Эта рекомендация относится прежде всего к заданиям второй части экзамена, которые предполагают полный, развернутый ответ будущего абитуриента.Задания каждого из типов касаются тематики всех основных разделов школьного курса обществознания в соответствии с кодификатором ЕГЭ: общество и человек (включая духовную сферу жизни общества, теорию познания, элементы социальной философии); экономика; социальные отношения; политика; право.В пособии издательства «Экзамен» представлены задания разных уровней сложности, что очень важно для эффективной тренировки к сдаче единого государственного экзамена.К примеру, в пособии содержатся типовые вопросы, которые аналогичны периодически встречающимся в реальном ЕГЭ. Таковы задание 25 №17: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы»; задание 26 №3: «Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)», задание 26 №17: «Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)», задание 27 №13: «Ученые утверждают, что по мере развития науки происходит расширение ее социальных функций. Приведите три доказательства данного утверждения» и т. д.Как бы страшно ни звучали эти вопросы, но это самые простые, основополагающие типовые задания, при выполнении которых у выпускников на уровне автоматизма должны быть готовы ответы, чтобы не тратить усилий и приберечь свой багаж знаний и способности логического мышления для решения более нестандартных задач. Такие в сборнике также представлены.Безусловным плюсом пособия издательства «Экзамен» являются задания по достаточно сложным темам курса обществознания, которые должны развеять у выпускника миф о легкости сдачи единого государственного экзамена по этому предмету. К примеру, задание 26 №7: «Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Подготовка ответа на это задание обращает выпускника (самостоятельно или вместе с учителем) к подробному изучению классификации потребностей человека на подлинные и мнимые, которая имеет несколько различных вариаций и оказывается не так проста, как кажется на первый взгляд. Следует отметить, что детальное изучение этой классификации потребностей, как правило, остается за рамками обычного школьного курса обществознания, а материалы пособия позволяют восполнить этот пробел и при наличии мотивации выработать устойчивый алгоритм успешного решения поставленных задач.Также, например, задание 25 №33: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правотворчество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах правотворческой деятельности, и одно предложение, содержащее информацию о принципах правотворческой деятельности». Данное задание заставляет обратиться к подробному изучению понятия «правотворческая деятельность», которое также обычно остается за рамками школьного курса обществознания, уступая место теме «Законодательный процесс».Еще один пример – задание 27 №23: «В мониторинге социально-экономического развития страны С. зафиксированы темпы инфляции и ее причины. Одной из причин указан дефицит продуктов, образовавшийся из-за резкого сокращения импорта и увеличения экспорта некоторых товаров. Каковы иные возможные причины инфляции? (Укажите любые три из них.)». При подготовке ответа на данное задание необходимо обратиться к изучению наиболее распространенных причин инфляции, что также обычно остается в тени таких элементов темы «Инфляция», как понятие, виды и последствия инфляции.В качестве еще одной положительной стороны пособия издательства «Экзамен» можно выделить нестандартные, нетипичные задания, рассчитанные на проявление оригинального мышления обучающегося, предложение им необычных решений, на умение отойти от распространенного шаблона. К примеру, задание 26 №17: «Существует расхожее представление о том, что творчество – это удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Это задание, носящее в хорошем смысле слова провокационный характер и этим заинтересовывающее школьников, требует проявить сочетание понимания термина «творчество» и особенностей творческой деятельности с умением оригинально мыслить и приводить аргументы.Также примером такого задания выступает задание 26 №13: «Приведите три примера, иллюстрирующие взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Обычно при изучении темы «Многообразие типов культуры» внимание уделяется различиям и сходствам между типами культуры, но не их взаимовлиянию, поэтому выполнение этого задания требует изучения дополнительных источников информации.Таким образом, в пособии представлены задания, стимулирующие познавательную деятельность старшеклассников, самостоятельное открытие ими нового знания, позволяющие посмотреть на традиционный школьный курс обществознания с новых сторон и повысить интерес к его изучению. Представленные ответы и подробные критерии оценивания каждого из заданий полезны для самоподготовки и самоконтроля обучающихся, позволяют сопоставить свой вариант с одним из эталонов, научиться формулировать ответы в научном стиле и с использованием понятийного аппарата курса, научиться правильно структурировать ответы.Пособие также очень удобно для учителя: из представленных в нем заданий легко быстро составить целую работу, полностью соответствующую типам заданий, используемым в ЕГЭ.Таким образом, сборник А.Ю.Лазебниковой, Е.С.Корольковой и Е.Л.Рутковской «ЕГЭ 2019. Обществознание: Банк заданий», выпущенный издательством «Экзамен», – современный и эффективный инструмент изучения школьного курса обществознания и подготовки к единому государственному экзамену по данному предмету. Рекомендую это пособие учителям, которые делают все, чтобы их выпускники как можно глубже познали предмет, показали на экзамене высокие результаты, а также самим школьникам, заинтересованным в изучении предмета и его успешной сдаче. И, что важно, знания и навыки, полученные в ходе подготовки к экзамену по обществознанию, непременно пригодятся вступающим во взрослую жизнь школьникам, повысят их самооценку и гражданское самосознание, разовьют универсальность и гибкость мышления, помогут реализовать свой потенциал и быстро адаптироваться в новом коллективе.
Желаю успехов своим коллегам в организации динамичной и плодотворной работы на уроках, а всем ученикам – в постижении не всегда простых, но очень важных знаний в ходе изучения школьного курса обществознания и, конечно, удачи на ЕГЭ!
Сергей КОЧЕРЕЖКО, директор средней общеобразовательной школы ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» (Республика Крым), учитель обществознания высшей категории, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015
Комментарии