3. Учение. А. Индивидуальная работа классного воспитателя
Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 г., №№4, 8, 12, 29, 34 за 2009 г.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному воспитателю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
– особенности мышления, умение выделять главное, самостоятельность;
– умение рационально планировать свою учебную деятельность;
– отношение к учению;
– интересы, склонности;
– осознание необходимости учебной деятельности;
– работоспособность;
– знание пройденного ранее материала;
– мотивы, необходимые для улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе:
– состояние здоровья;
– отсутствие бытовых условий;
– пробелы в знаниях;
– недостатки преподавания;
– нет интереса к предмету;
– отсутствие определенных учебных навыков;
– отсутствие внимания, воли;
– особенности мышления.
Очень важна здесь беседа с родителями, которая поможет объяснить некоторые особенности в умственном развитии ребенка (наследственные признаки, психологическая атмосфера в семье и т. д.).
Необходимо проводить тестирование на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли, затруднений в учебе.
В личных беседах с учеником, с помощью наблюдения за ним на уроках и после классный воспитатель выясняет причины отставания или успеха в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках.
В результате классный воспитатель имеет серьезный материал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что дает ему возможность формировать познавательные интересы и расширять кругозор во внеурочное время.
Классный воспитатель рассказывает учителям-предметникам, завучу об особенностях мышления, памяти и других характеристиках ребенка, чтобы использовать формы и методы обучения, адекватные возможностям ученика (рекомендуется рассматривать эти вопросы на педагогических консилиумах учителей, работающих в данном классе).
Классный воспитатель организует консультативную помощь по предметам нуждающимся в ней ученикам; совместно с родителями разрабатывает программу помощи ребенку по предметам, в которых выявилось отставание, а также развития познавательных интересов: обсуждение фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок, наблюдение за природой.
Б. Работа с классным коллективом
Классный воспитатель:
– организует в классе познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т. д.);
– организует экскурсии в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением;
– проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, учиться мыслить в различных исторических логиках, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
Учить диалогу на уроке, в кружковой и клубной деятельности – важнейшая задача педагога, ибо это подготовка детей к творческому труду.
В. Участие в общешкольных делах
Классный воспитатель помогает в проведении общешкольных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др.
4. Организация досуга
Это и время отдыха, и развитие способностей и интересов, и свободное общение с людьми. Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила:
– формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
– досуговая деятельность строится на принципе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
– разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от шумной дискотеки – к спокойному общению школьников).
А. Индивидуальная работа классного воспитателя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
– изучить потребности ребят, их интересы;
– выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются;
– понять, соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Какая им нужна помощь?
Эту информацию классный воспитатель может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок, как проводят свободное время родители и дети, семейные хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (возможности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика в результате индивидуальных бесед, наблюдения на переменах, в классных делах, вне школы, с помощью тестирования, выявления его интересов, желаний и т. д.; от товарищей по классу и друзей.
Выявив индивидуальные интересы ребят, классный воспитатель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Классный воспитатель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения и труда путем:
– расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);
– участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников и т. д.);
– укрепления здоровья и организации отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т. д.);
– укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);
– изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организации кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т. д.);
– участия в национальных и государственных праздниках, поисковой работе;
– организации коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
– организации добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, вовлечения в ученические кооперативы, кружки технического творчества «Умелые руки», «Сделай сам», работы в летних трудовых лагерях и т. д.;
– создания условий для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности.
Досуг – важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный воспитатель создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления в своем классе, тактично направляет работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляются индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе. Он может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, сочетающую различные виды деятельности (например, забота о жителях микрорайона в клубе «Милосердие», направления работы клуба – «бюро добрых услуг», подготовка спектаклей в домах престарелых, организация спортивных праздников для многодетных и стариков, изготовление игрушек для детей-инвалидов, детей, живущих в детских домах, обучение стариков психотренингу и т. д.).
В. Участие в общешкольных и районных делах
Классный воспитатель не изолирует свой класс от школьной жизни (это может привести к появлению группового эгоизма), и поэтому он участвует, как и другие классы:
– в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы;
– в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления. Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого – всей воспитательной работы: она тесно связана с организацией здоровьесберегающей деятельности, общения, учения и пр.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВПродолжение следует
Комментарии