search
main
0

Берегите слово. В Москве прошел Всероссийский съезд учителей словесности

В день 101‑й годовщины Октябрьской революции в Ломоносовском корпусе МГУ открылся Всероссийский съезд учителей русской словесности. Он проходил в течение трех дней (с 7 по 9 ноября) и отличался чрезвычайными насыщенностью и разнообразием – пять круглых столов, семь секций, посещение открытых уроков в лучших школах Москвы и экскурсии в музеи писателей: в Дом-музей Лермонтова, Музей-квартиру Алексея Толстого, дом Николая Васильевича Гоголя, Музей Серебряного века… Среди выступающих – знаменитые ученые-филологи и лучшие педагоги страны.

…Актовый зал, где проходило открытие, был заполнен полностью, кто-то даже стоял в проходах, на съезд приехали более тысячи делегатов из 73 регионов России – учителя школ и преподаватели вузов, члены Общества русской словесности, работники библиотек, музеев и издательств, писатели, студенты филологического факультета МГУ. Были также гости из Румынии, Китая, Казахстана и Белоруссии. С приветствием к делегатам съезда обратился ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. В своем блестящем докладе «Московский университет и отечественная педагогическая традиция» Виктор Антонович объял необъятное: рассказал и об истории съездов учителей-словесников в России, кстати, первый съезд прошел в декабре 1917 года – 101 год назад, и о ведущих ученых-лингвистах, и о роли Ломоносова в становлении русского литературного языка, затронул главные проблемы преподавания русского языка в современной школе, подчеркнув, что клиповое мышление серьезно мешает нынешним детям и подросткам в понимании и целостном восприятии классической художественной литературы и вообще художественного слова. Примечательно, что ректор МГУ затронул даже тему языка общения с внеземными цивилизациями, рассказав о попытках создания языка «линкос», на котором были отправлены сообщения нашим братьям по разуму. Интересно, что Виктор Антонович для возрождения русских традиций словесности предложил изучать в школах старославянский язык, впрочем, подчеркнув, что речь идет о факультативе. По его мнению, русский язык нужно постигать параллельно со старославянским, что поможет лучшему усвоению истории страны.В пленарном заседании съезда принял участие и Святейший патриарх Кирилл, возглавляющий Общество русской словесности.Русская литература – выражение духовного опыта- Я рад оказаться в атмосфере творчества, которая всегда сопутствует встречам в МГУ, – отметил патриарх. – Когда президент предложил мне возглавить Общество русской словесности, я вначале принял это как послушание, сейчас же благодаря этому я общаюсь с известными учеными-филологами, мы проводим много времени в беседах о русском языке и литературе.Патриарх также отметил, что наша литературная традиция выросла из православного понимания мира. Русская литература – это прежде всего выражение духовного опыта, убежден Святейший патриарх. Не обошел в своем выступлении патриарх и тему революции, подчеркнув, что главная ее ошибка состояла в радикальной ломке традиций.- Невозможно все до основания разрушить, а потом заново построить новый мир. Мы часть прошлого и настоящего. Очень важно понимать значение традиции и в педагогике, – отметил Святейший патриарх Кирилл.Предстоятель Русской православной церкви отметил, что от результатов трудов учителей русской словесности во многом зависит будущее страны, и предложил учредить премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия.- Сфера влияния русского языка на постсоветском пространстве сужается, и сужается катастрофически, – отметил в своем приветствии заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Игорь Морозов. – Поэтому одна из важнейших наших задач сегодня – продвигать русский язык во все школы стран СНГ. В прошлом году мы отправили 30 учителей-словесников в Таджикистан, в этом году поехали еще 30 педагогов, на этот раз это были учителя физики, математики, биологии. Мы должны вновь утвердить свои позиции на постсоветском пространстве, это так называемая наша великая мягкая сила.С приветственным словом к делегатам обратилась и заместитель министра просвещения России Татьяна Синюгина, процитировав слова Александра Куприна о том, что «язык – это история народа». Татьяна Юрьевна отметила, что сегодня идет борьба за умы, сознание и души детей.- В деле воспитания роль учителя литературы остается ведущей. Сегодня мы открыто говорим о тех сложностях и проблемах, которые у нас есть. Думаю, что такое обсуждение поможет двигаться вперед, – подчеркнула Синюгина. Особо Татьяна Юрьевна сделала акцент на сохранении родных языков, отметив, что есть указ президента о создании Фонда поддержки родных языков с 1 января 2019 года.Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №1520 имени Капцовых» Вита Кириченко призвала к бережному отношению к слову и его живой природе, начав свою речь с цитаты Ломоносова: «Простирайтесь в обогащении разума и украшении российского слова». Отметив, что за последние шесть лет было много изменений на разных уровнях: создана концепция преподавания русского языка и литературы, усовершенствованы КИМы ЕГЭ и ОГЭ, тем не менее тревогу вызывают спад интереса к чтению, сокращение библиотек, их несоответствие требованиям времени.Необходимо изменить сам подход к чтению, относиться к нему как к феномену культуры, считает Вита Викторовна.- Учителя русского языка и литературы всегда были и будут больше, чем просто учителя. Они первые чувствуют изменения в филологическом мире, – подвела итог Вита Кириченко. – Поступайте в русские вузы!Бурные аплодисменты сопровождали речь президента Ассоциации иностранных выпускников вузов, живущих в России, исполнительного директора Международного координационного совета выпускников учебных заведений «Инкорвуз-XXI», доцента геологического факультета МГУ Анисета Габриэля Кочофы. Господин Габриэль был искренен и неподражаем:- Я приехал учиться в СССР из Бенима в 1981 году, всей деревней мне собрали в дорогу 15 долларов, мама дала мне свитер, коробку сахара, а еще я захватил свою тетрадь по физике. Когда я покидал Африку, я не знал ни слова по-русски, а сейчас Россия – это моя родина, а годы учебы в МГУ были самыми лучшими в моей жизни.Господин Кочофа не стал скрывать, что обучение в другой стране всегда сложный процесс, но это того стоит.- Поступайте в русские вузы, – призвал господин Габриэль и закончил свою эмоциональную речь признаниями в любви к России и русскому языку: – Я русский бы выучил только за то, что им разговаривали Ленин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Владимир Путин…Очень трогательно звучали в его устах стихи Лермонтова и Пушкина, особенно письмо Татьяны к Евгению…После приветствий пленарное заседание продолжилось докладом профессора, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического университета Виктора Чертова. Виктор Федорович посвятил свое выступление российскому учителю как социокультурному феномену:- Образ словесника запечатлен в художественных произведениях, в кинематографе, публицистике, научных трудах. Само понятие «учитель словесности» появляется еще в первой половине ХIХ века.Виктор Федорович отметил, что зачастую учителя литературы и русского языка творческие люди, лучшие друзья писателей, многие из словесников сами пишут стихи и прозу. Примечательно, что Виктор Федорович подчеркнул особую роль педагогических вузов при подготовке учителей-словесников. Наглядно иллюстрируя свои слова, он отметил, что только два абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» – выпускники классических университетов (напомним, в следующем году конкурс пройдет в 30‑й раз), для остальных альма-матер – педвуз.С приветствием к делегатам съезда обратилась и декан филологического факультета МГУ Марина Ремнева. По мнению Марины Леонидовны, ЕГЭ не проверяет знания, или, по крайней мере, нужны два ЕГЭ – один за курс средней школы и второй, который бы подтверждал необходимые знания и способности будущего студента. Школа не может диктовать конкретному вузу, зачислять или нет того или иного абитуриента. Марина Леонидовна также отметила, что курсы резко отличаются друг от друга, есть способные и начитанные ребята. По мнению Марины Ремневой, десять лет назад ЕГЭ был гораздо сложнее.- К сожалению, сегодняшние студенты практически полностью не владеют теорией языка, а это значит, что они не способны в полной мере овладеть таким важным разделом, как синтаксис, – считает декан филологического факультета. – Если в ЕГЭ по русскому языку не появятся вопросы по теории языка, учиться в МГУ на филфаке скоро будет некому. Примечательно, что итоговое сочинение, которое пишут выпускники школ, Марина Ремнева назвала издевательством над самой идеей сочинения.О модели поликультурной школыОструю тему сохранения на­циональных языков подняла в своем выступлении «О модели поликультурной школы с двумя языками обучения в новой редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в РФ» Алина Левитская, ректор Северо-Кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук:- Легализация права добровольного выбора языка обучения может привести к тому, что не только русские родители, но и многие родители – представители титульного этноса в национальных республиках России будут массово отказываться от обучения на родном языке и даже, что не исключено, от изучения родного языка в пользу увеличения объема часов на изучение других предметов, прежде всего предметов ЕГЭ. Уже сейчас в подавляющем большинстве случаев качество кадрового научного и учебно-методического обеспечения преподавания родных языков значительно уступает условиям организации образовательного процесса на русском и на английском языках.Алина Афакоевна подчеркнула, что возможное развитие событий в такой логике может привести к ситуации подрыва социальных основ функционирования национальных языков России, большинство из которых и без того в настоящее время нуждаются в укреплении позиций и создании более благоприятных условий для сохранения и развития.

…Программа Всероссийского съезда учителей русской словесности была чрезвычайно насыщенной и разнообразной. К обсуждению были предложены актуальные для филологической общественности вопросы: формирование читательской культуры и нравственно-патриотическое воспитание современных школьников, профессиональный портрет современного учителя, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы, роль классических университетов в подготовке учителей словесности.

Виктор Антонович Садовничий для возрождения русских традиций словесности предложил изучать в школах старославянский язык, впрочем, подчеркнув, что речь идет о факультативе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте