Цели:
– продолжить знакомство с творчеством В.П.Астафьева;
– через произведения русских поэтов и писателей показать красоту и ранимость русской природы;
– воспитывать в детях чувство ответственности за свою деятельность в природе.
Оформление доски:
– название темы;
– рисунки детей и пейзажи русских художников;
– словарные слова;
– рисунок с изображением коростеля.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Мы продолжаем серию уроков, которая носит название “Перед ликом священной природы”. Сегодня тема звучит так: “Берегите, люди, эту красоту”.
Природа радует нас своей красотой, воспитывает в нас чувство прекрасного.
Я просила вас подготовить рисунки на тему “Мой любимый уголок природы” – вот они перед вами. Рядом с ними вы видите пейзажи русских художников. Да, это разные вещи, но только по мастерству, технике исполнения. Что радует? Радует единство этих работ в видении красоты родной природы, радует, что вы смогли увидеть очарование природы, ее привлекательность, ее душу, понять ее язык. Этому тоже надо учиться, учиться понимать ее неяркие краски. А для этого нужно определенное настроение, нужно уметь вслушиваться в ее звуки, всматриваться в ее краски. Именно о таком отношении к природе говорит русский поэт Н.Рыленков.
Ученик читает стихотворение Н.Рыленкова “Все в тающей дымке…”
Наша с вами задача состоит не только в том, чтобы научиться чувствовать удивительную, застенчивую, неброскую красоту родной природы, но и понять, насколько она хрупка, ранима, иногда беззащитна перед человеком (хотя сам он является частью природы). Один за другим исчезают на Земле целые виды животных, птиц и растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. Часто в обращении с природой человек похож на дикаря – безобразного, жестокого, безрассудного.
Я предлагаю вам послушать рассказ В.П.Астафьева “Зачем я убил коростеля?” (Показать рисунок с изображением птицы).
Чтение рассказа учителем.
Словарная работа.
Бочажина – яма, залитая водой.
Тальник – кустарная ива.
Литовка – русская большая коса.
Чемерица – ядовитое луговое растение.
Купава – водное растение с желтыми (белыми) цветами.
Беседа по содержанию.
Я думаю, что не стоит задавать вопрос, понравился или не понравился вам этот рассказ. Но что больше всего поразило вас в нем?
При каких обстоятельствах мальчик убил коростеля? Как? (Захлестал его сырым удилищем, т.е. очень жестоко).
Чем он объяснил свою жестокость? (Это был дикий азарт, неосмысленный, необузданный).
Дело было осенью. Почему этот коростель не отправился зимовать в теплые края вместе с другими птицами? (Попал под литовку).
Коростель уже пострадал от человека при первой встрече с ним, а вторая закончилась еще более трагично. Еще раз зачитаем описание уже мертвой птицы. (Ученики находят в тексте описание и зачитывают его).
Ребята, все описание этой птицы свидетельствует о том, что ее так и ждала смерть:
веки – бесцветные;
шейка – будто прихваченный морозом лист (т.е. мертвый лист);
перья по бокам – со ржавчиной (а железо со ржавчиной – испорченное, мертвое);
спина – точно гнилушками посыпана (а гнилое дерево – мертвое). Стоит ли так убиваться по птице, которая через месяц-два все равно бы погибла? Почему? (Страшно, что убил ее просто так, без надобности).
Мы с вами много говорили о взаимоотношениях с “братьями нашими меньшими” и приходили к выводу, что человек наносит вред природе. Но какой человек?
Можно ли мальчика назвать злым человеком?
Когда он раскаялся в содеянном? (Ребята зачитывают эпизод, где мальчик хоронит птицу).
А еще какие факты говорят о том, что человек раскаялся и испытывает чувство вины?
Поступок, совершенный в далеком детстве, заставил автора изучать жизнь коростелей. И полученными знаниями он делится с нами.
Что же вы узнали о птице коростель?
Во Франции коростель считается священной птицей. Вспомните, что значит слово “священный”.
Священный – 1) глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное; 2) неприкосновенный или незыблемый, нерушимый в силу своей важности, значимости.
Коростель – маленькая частица священной природы, неприкосновенная частица. Природа и состоит из таких священных частичек: травы, деревьев, людей, животных, птиц, бабочек, солнечных лучей… Этот список очень длинный. И хорошо, если люди чувствуют и понимают эту святость. Если нет – плохо!
Рис.
Этот цветок – символическое изображение природы. У растений есть корни, без которых они погибнут.
Напишите, пожалуйста, вместо изображения корней слово, определяющее ту черту человеческого характера, без которой природа погибнет, если люди не будут обладать этим качеством.
Вспомните, не случалось ли с вами подобное, когда вы убивали животных, птиц, разоряли птичьи гнезда? Что вы чувствовали при этом? Зачем вы это делали?
Согласитесь, ребята, это очень хорошо, что есть такие писатели, как В.П.Астафьев, и есть такие рассказы, как “Зачем я убил коростеля?”, потому что они предостерегают нас от ошибок, учат доброте, человечности, совестливости. Какие еще рассказы о взаимоотношениях человека и природы вы читали?
Сейчас прозвучат несколько стихотворений русских поэтов о природе, вы их послушайте и выполните следующее задание: после прослушивания стихотворения вы должны будете в отведенное время словами или цветом выразить чувства, которые будут рождаться в вашей душе. Приготовьте тетради, фломастеры, карандаши, ручки.
Звучат стихотворения: Н. Рубцов – “Ласточка”, “Про зайца”, “Воробей”, “Медведь”; Вас. Федоров – Бог весть”, “Да Винчи говорил”.
В промежутках между стихотворениями звучит музыка.
Какие же чувства рождались в ваших сердцах? Какие образы возникали? Что вы увидели или представили?
Представьте, что вы – космонавты. Земля – космический корабль. Мы совершаем очень длительный полет вокруг Солнца. Трудно представить себе космонавтов, сознательно портящих свой корабль. Но вот почему-то они начали отвинчивать гайки и обрезать проводочки. К чему это приведет?
А что является такими гаечками и проводочками на космическом корабле “Земля”? К чему же мы можем прийти?
Что мы должны делать, чтобы не допустить гибели?
Домашнее задание.
Представьте себя каким-либо растением, животным, птицей и напишите от его имени письмо себе, человеку. А вместо подписи поставьте отпечаток лапы, листка и т.п.
Галина ЗУБАРЕВА
Обнинск
Комментарии