На проблему безопасности детей в образовательной организации не может быть иного взгляда как на проблему острую, важную, требующую четких и скоординированных действий руководителей, педагогов, родителей.
Жизнь и здоровье наших детей – важнейший приоритет для каждой школы. Считаю абсолютно правильным, что в настоящее время безопасность является обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации. Защитить детей и подготовить их к возможным опасным ситуациям в жизни, научить необходимым мерам предосторожности – задача взрослых.
Под обеспечением безопасности я понимаю планомерную и систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему. Главная задача руководителя школы состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности. Идея концепции: безопасность и охрана труда в образовательном учреждении должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить возможные неблагоприятные происшествия. Убежден, что осуществляемые меры по выполнению требований, правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.
В школе обязательно должна проводиться плановая работа по антитеррористической защищенности (прежде всего на основе разработанного паспорта безопасности). Антитеррористическая безопасность составляет основу создания безопасной внешней среды учреждения.
Должным образом организуется охрана учреждения и территории. Задачи охраны:
– физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
– обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники, защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в школе и на территории.
Проводится плановая работа по гражданской обороне, выполнению норм пожарной безопасности, соблюдению норм охраны труда и техники безопасности, выполнению требований электробезопасности. Безопасность обеспечивается за счет обучения, проведения инструктажей, выполнения организационных и технических мероприятий, тренировок, использования наглядных пособий, воспитания у обучающихся и работников культуры безопасности. Во всех наших учреждениях есть уголок гражданской обороны, который помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, напоминает об основных способах оказания первой помощи пострадавшим. Работа по правовому всеобучу организуется в наших школах и проводится на всех стадиях образования с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. При этом нужно заметить, что такая подготовка должна носить непрерывный характер. Для успешного достижения целей основополагающие знания, умения и навыки по вопросам безопасности прививаем в процессе изучения учебных дисциплин, на уроках ОБЖ, во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий. Стараемся использовать в работе нестандартные формы для неформального выполнения заданий. Мы пришли к выводу, что в рамках образовательной организации наиболее действенным способом донесения информации будет внедрение смоделированной ситуации.
Проводится профилактика правонарушений, в том числе нарушения правил дорожного движения. Степень безопасности внешней среды учреждения в большей степени определяется состоянием детского дорожно-транспортного травматизма. Хочу отметить, что за последние два года в школах, относящихся к межрайонному совету директоров №15, снизилось количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма, что является хорошим показателем работы наших педагогов! Хотя есть еще над чем работать! Работа с детьми и родителями проводится в учреждениях в разных форматах – от пропаганды (в том числе размещение социальных плакатов на школьных сайтах и стендах) до практических занятий и соревнований. Так, в День безопасности, 30 апреля, школы межрайонного совета провели 951 урок с привлечением 20764 обучающихся; в соревнованиях «Безопасное колесо», в межрайонном этапе, приняли участие все школы межрайона (их 14), команда школы №1987 стала победительницей 1‑го этапа и окружного тура соревнований и примет участие на городском уровне.
Одна из важных составляющих обеспечения безопасности образовательного учреждения – питание детей. С целью контроля за обеспечением школьников качественной, полноценной, сбалансированной и при этом вкусной и горячей пищей в школах проводится систематический мониторинг блюд совместно с представителями родительской общественности. Строгое соблюдение качества и безопасности, рецептуры и технологии приготовления блюд – это принципы школьного питания. Совокупность всех предъявляемых требований является гарантией того, что ребенок получает в школьной столовой все витамины и минералы, так необходимые для его роста и развития.
Во всех образовательных учреждениях имеются оборудованные медицинские кабинеты. Медицинское обслуживание в школах осуществляется по направлениям:
– медицинская помощь с последующим динамичным наблюдением;
– организация профилактических медицинских осмотров;
– вакцинопрофилактика.
Вопросы безопасности образовательного учреждения как чрезвычайно важные и актуальные достаточно часто можно увидеть в повестке совещаний межрайонного совета директоров, руководители делятся своими наработками, опытом, подводят итоги.
Для достижения комплексной безопасности учреждения директорский корпус межрайонного совета руководствуется следующим алгоритмом деятельности руководителя школы и заместителя руководителя по обеспечению безопасности:
– заблаговременное планирование работы по всем перечисленным направлениям обеспечения безопасности, отработка всех необходимых организационно-плановых документов;
– осуществление систематического контроля и изучение ситуации (оперативной обстановки), складывающейся на каждом направлении системы комплексной безопасности;
– квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны, четкое понимание их места и роли в решении задач обеспечения безопасности школы;
– отработка вопросов взаимодействия с компетентными органами (органами власти, правоохранительными структурами, вспомогательными службами, общественностью);
– организация обучения педагогического персонала, сотрудников и учащихся в школе рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование культуры безопасности;
– совершенствование материально-технической базы и оснащенности школы инженерно-техническими средствами обеспечения комплексной безопасности общеобразовательного учреждения;
– проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность школы, внесение корректив в их организацию и обеспечение.
Совсем скоро наступят летние каникулы и долгожданный праздник детства – День защиты детей! Это отличный повод поговорить с обучающимися и воспитанниками о правилах безопасного поведения вблизи дороги, на воде, объяснить опасные ситуации, показать личным примером, как нужно действовать! Призываю педагогов всех образовательных учреждений провести контрольный урок по безопасности в преддверии летних каникул!
И родители должны помнить, что дети непредсказуемы! Заранее снижайте скорость вблизи пешеходных переходов, парков и других мест массового скопления детей!
Валерий ТИХОНОВ, директор Школы в Капотне, председатель межрайонного совета директоров №15
Комментарии