Цель этого занятия для учеников начальной школы – научить детей создавать народную обереговую куклу «Столбушка». Задачи: способствовать расширению знаний учащихся о народном искусстве; воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России; обогащать творческий потенциал детей; воспитывать бережное отношение к предметам своего труда. Автор – участница фестиваля «Добрых рук мастерство».
Фестиваль «Добрых рук мастерство» проходил в Сети творческих учителей, при поддержке ряда организаций, в том числе «Учительской газеты».
Структура занятия:
– вступительная беседа о народном творчестве и его жанрах;
– виртуальная выставка предметов народного творчества, представленных руководителем петербургского этнологического клуба «Параскева» Губайдуллиной Эльмирой;
– знакомство с традиционными русскими обереговыми куклами;
– изготовление куклы «Столбушка».
Учитель провела занятие вместе с учащимися детской фольклорной студии «Ларец».
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и рада сообщить вам о том, что мы стали участниками большого события: интеренет – фестиваля «Добрых рук мастерство». Сегодня мы прикоснёмся и душой, и руками к красоте народного творчества.
Вступительная беседа.
– Ребятки, а что такое народное творчество?
– Каким творчеством занимается ваша фольклорная студия?
– Как вы понимаете слова, положенные в название фестиваля: «добрых рук мастерство»?
Презентация доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/4520317001/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20-%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.%20%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%20-%20%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0.rar.html
Знакомство с предметами народного творчества, представленными этноклубом «Параскева». Слайд №2 (вход после предыдущего, выход по щелчку на стрелку).
Учитель: Ребята, в нашей районной библиотеке открылась замечательная выставка предметов народного творчества, созданных мастерами и мастерицами клуба «Параскева». Я побывала на этой выставке и не могу не поделиться с вами открывшейся мне красотой! (Просмотр слайдов)
– Понравились вам работы?
– Какие предметы понравились больше всего?
Знакомство с традиционными русскими обереговыми куклами. Слайд №3.
Учитель: Сегодня мы поближе познакомимся с таким жанром народного творчества, как народная обереговая кукла.
– Что значит «обереговая»?
– Как вы думаете, а давно ли появились куклы?
Кукла – один из самых первых спутников человека. Её можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима. И на Руси куклы появились очень давно. Древние русские селянки – настоящие берегини семейного очага – делали своими руками разных кукол, чьё предназначение было охранять дом, семью от бед, недугов, несчастий… Куклы изготавливались быстро, поскольку у женщин не было много времени. Сворачивались тряпочки, перевязывались веревочкой, надевался платочек – и кукла готова. Все куклы делались без, ножниц, иголок и ниток. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Давайте познакомимся с куклами, которые существовали на Руси с древних времён.
Слайд №3 (вход после предыдущего, выход по щелчку).
Изображение №1.
Колокольчик – кукла Добрых Вестей. Родина куколки – Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Слайд №3, изображение №2.
Эту маленькую куколку-Нянюшку давали ребенку, когда он выходил из дома во внешний мир. Нянюшка оберегала ребенка, придавала ему сил и смелости.
Слайд №3, изображение №3.
Неразлучники – традиционная свадебная кукла. Такую куколку – символ крепкой Семьи, дарили в день свадьбы жениху и невесте. Обычно Неразлучников всю жизнь хранили в Красном углу. Посередине руки, между папой и мамой, со временем привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появлявшихся в семье деток.
Слайд №3, изображение №4.
Кубышка-Травница – древняя целительская кукла-оберег. Родом эта куколка из Тульской губернии. Она наполнена душистыми лечебными травами, и оберегает дом от болезней. Кубышку ставили у колыбели младенца, а если в семье кто-то заболевал – у постели больного, разминали в руках, чтобы травный дух наполнил дом.
Слайд №3, изображение №5.
Куклу Крупеничку делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сытно и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра.
Слайд №3, изображение №6.
Зайчика на пальчик делали или дарили ребёнку от трёх лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребёнка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем поиграть, ему делали такого зайку. Он был другом для ребёнка, с которым можно поговорить, и оберегом от одиночества и страхов. Этот зайчишка – хороший подарок на любой детский праздник.
Слайд №3, изображение №7.
Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В старину женщина, ждущая рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.
Изготовление куклы «Столбушка».
Учитель: А мы сегодня, ребята, попробуем сделать куколку, имя которой Столбушка.
Слайд №4.
Учитель: Как вы думаете, откуда родилось такое название?
В основе этой куколки «столбик» из бересты. Берёза – дерево, почитаемое на Руси с древних времён. Русские люди издревле считали, что берёзка обладает особой целительной силой.
Столбушка – самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции.
Считается, что эта кукла – помощница в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее, как жить дальше.
Столбушка с детьми-пеленашками считалась берегиней семейного очага и помощницей женщине в материнстве.
Слайд №5.
Рассмотрите внимательно, какие материалы понадобятся вам для работы.
Почему нет изображения инструментов?
Слайд №6.
Начинаем работу с изготовления «столбика». Для этого берём кусочек бересты и закручиваем его в трубочку. Можно сделать «столбик» из кусочка плотной ткани, закрутив его в рулончик.
Слайд №7 (вход и выход по щелчку).
Теперь нам понадобится лоскуток белой ткани квадратной формы: накидываем лоскуток на столбик, перевязываем ниточкой, обозначая голову нашей куколки.
Слайд №8.
Свободные концы расправляем, обозначив длину рук, лишнюю материю заправляем внутрь и перетягиваем на концах ниточкой, формируя кисти рук.
Слайд №9 (вход и выход по щелчку).
Из пёстрого лоскутка ткани, края которого складываем внутрь, формируем юбочку, которой оборачиваем куколку. Подвязываем юбочку ниточкой.
Слайд №10.
Выбираем лоскуток для фартучка. Складываем лоскуток, заправляя края внутрь, формируем фартучек, который подвязывем куколке на поясок при помощи цветной ленты.
Слайд №11 (вход и выход по щелчку).
Для платочка выберем яркий лоскуток, повяжем платочек на голову нашей куколки-Столбушки. Куколка готова!
Рефлексия. Слайд №12.
– Понравилась вам работа, ребята?
– Что интересного вы сможете рассказать своим близким после нашего занятия?
Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!
Елена Слобожанинова, учитель начальных классов средней школы №106 Санкт-Петербурга
Фото автора
Комментарии