Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, стал поиск путей снижения роста противоправных действий среди подростков и молодежи и повышение эффективности профилактической работы в образовательных организациях.
Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков, социально-педагогический контроль – важнейшие факторы предотвращения девиантного поведения школьников. Востребованность социально-педагогического обеспечения профилактики негативного поведения в подростковой среде обусловлена особенностями положения подростков в современном обществе. Педагогическое обеспечение – совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятной среды, для эффективной организации профилактической работы с подростками. Актуальна необходимость введения в деятельность образовательных организаций новых форм работы с подростками девиантного поведения.Для повышения качества организации и проведения профилактических мероприятий в Южном округе сформированы стажировочные площадки, были отобраны образовательные организации, показавшие наиболее высокие результаты на окружном этапе смотра-конкурса «На лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся государственных образовательных организаций Москвы».Основная деятельность стажировочных площадок – анализ, изучение и внедрение в практику работы опыта образовательных организаций в сфере профилактики негативных проявлений в подростковой среде по направлениям: «Профилактика экстремизма и формирование установок толерантного сознания среди учащихся» – школа №630; «Работа с родителями» – школа №879; «Формирование гражданственности и правового самосознания, воспитание толерантности» – школа №896; «Профилактика наркомании и употребления психоактивных веществ» – школа №904; «Социально-психологическая профилактика девиантного и аддиктивного поведения» – школа №1242; «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)» – ЦО №1433; «Профилактика правонарушений, безнадзорности, наркомании и экстремизма» – лицей №1451.Результатом работы можно считать наличие положительной динамики в уменьшении количества детей асоциального поведения, состоящих на различных формах профилактического учета, в увеличении максимальной занятости детей и подростков во внеурочное время.Победитель окружного этапа смотра-конкурса «На лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся государственных образовательных организаций Москвы» – Центр образования №1433. Вот что рассказывает о своей работе социальный педагог центра Ирина Кузнецова: «В каждой образовательной организации накоплен большой опыт профилактической работы. Деятельность стажировочных площадок позволяет не только транслировать свой опыт работы среди школ округа и города, но и грамотно систематизировать имеющиеся материалы. Основная цель стажировочной площадки заключается в обобщении опыта работы по профилактике, способах вовлечения наибольшего количества обучающихся в профилактические мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, укрепления основ и методов процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся. За период деятельности стажировочной площадки совместно с другими образовательными организациями мы провели для школьников: кинофестиваль «Береги себя» по профилактике употребления психоактивных веществ; on-line консультации для родителей по профилактике зависимостей у подростков с участием специалистов наркологического диспансера №6 Московского научно-практического центра наркологии, специалистов Центра первичной профилактики наркомании; спектакль школьного клуба «Парус» по профилактике вредных привычек «Вредины и Здоровяшки».Для социальных педагогов, психологов и классных руководителей в Центре образования был проведен цикл мастер-классов «Особенности проведения цикла классных часов для учащихся 5-9-х классов «Права и обязанности».«Направление «Социально-психологическая профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и подростков» нами выбрано не случайно, – рассказывает руководитель структурного подразделения школы №1242 Светлана Каверина. – В основе любого зависимого поведения человека лежат глубокие нарушения личности, которые формируются в детстве и сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Под влиянием двух социальных институтов воспитания – семьи и школы – ребенок получает первый опыт прохождения основных возрастных периодов развития. Если этот опыт был негативным, у ребенка формируются низкий уровень самооценки, чувство вины и стыда, трудности волевой саморегуляции, отсутствие четких ориентиров в жизни. Все это может привести к тому, что ребенок начнет защищаться от родителей, учителей, сверстников и окружающего мира в целом. Защита – это компенсаторное поведение, которое ребенок демонстрирует уходом в любые излишества, будь то употребление ПАВ, алкоголя, табакокурения. Реже можно наблюдать нарушение пищевого поведения, чаще – компьютерную, игровую и другие формы зависимого поведения. Наша стажировочная площадка по профилактике девиантного и аддиктивного поведения среди подростков в своей деятельности не ограничивается работой только с трудными детьми и детьми группы риска. Мероприятия физкультурно-оздоровительной и психологической направленности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста содействуют формированию и укреплению у малышей позитивного отношения к здоровому образу жизни. Со школьниками среднего и старшего звена работа по профилактике девиаций и аддикций в нашем образовательном комплексе проводится в форме открытого диалога по заданной теме. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, мы не идем по пути навязывания информации для формирования единственно верного представления о том или ином социальном явлении у детей». В работе тематических круглых столов, проведении диспутов, дебатов, дискуссий ребята имеют возможность показать свое отношение к заявленной теме. Примером тому служат: конкурс социальной антирекламы по употреблению ПАВ среди старшеклассников; круглый стол по теме «Мои права. Обсуждаем, думаем, решаем»; дискуссия по просмотру документального фильма «Секреты манипуляции. Алкоголь».Поспорить о пользе и вреде интернет-ресурсов подростки смогут на ближайшем мероприятии на тему «Безопасный Интернет, или Остаться в живых». В ходе открытого обсуждения ребята имеют возможность проанализировать тему, высказать свою точку зрения, выслушать оппонента. Итогом подобных мероприятий может быть формирование своих собственных представлений о негативных социальных явлениях в обществе и подростковой среде. Ребята учатся ставить перед собой ясные цели, находить в себе ресурсы для достижения этих целей, отвечать на вопросы: «Кто я? Зачем я поступаю так, а не иначе? Зачем я пришел в этот мир?».На профилактику экстремизма и формирование установок толерантного сознания среди учащихся направлена работа стажировочной площадки на базе школы №630. По мнению руководителя структурного подразделения Екатерины Яковлевой, возникла насущная потребность научить детей и подростков находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты: «Проблема экстремизма актуальна для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Важнейшая задача школы – содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные и национальные истоки культуры, формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права с помощью социально приемлемых действий, добиваться высокого уровня правовой культуры. В ходе реализации плана работы стажировочной площадки мы провели акцию и митинг, посвященные трагическим событиям в Беслане, спортивный праздник «Молодежь против террора», конкурс рисунков на асфальте «Мирное небо над головой», гражданско-патриотическое мероприятие «Зарница», традиционные «Недели права». Мы ведем систематическую работу по формированию толерантного поведения, повышению уровня личностного саморазвития учащихся, обучению навыкам саморегуляции и новым формам поведения среди сверстников и людей других возрастных групп. В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню толерантности, планируем провести для педагогических работников округа круглый стол «Современная реальность глазами подрастающего поколения», а также мастер-классы в форме мероприятий для школьников: турнир эрудитов «Азбука прав человека»; викторины «Знаешь ли ты культуру и традиции других народов»; конкурс рисунков и плакатов «Толерантность – мой выбор!».Надеемся, что наши мероприятия помогут в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывают общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно образовательные организации будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России».Заместитель директора по социальной работе школы №879 Ольга Воробьева убеждена, что в период нового этапа формирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребенок: «Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитывать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти свое дело. Работа с родителями – неотъемлемая часть успеха деятельности всех участников образовательного процесса».На всех стажировочных площадках ведут систематическую работу по повышению квалификации педагогических работников, ответственных в образовательных организациях за профилактику негативных проявлений среди несовершеннолетних, проводят мастер-классы, круглые столы, обучающие семинары по организации и реализации профилактических мероприятий. Ведь вовремя замеченные опытными специалистами отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная социально-психолого-педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка.Светлана ШИШЛОВА, методист территориальной группы ЮАО ГМЦ
Комментарии