Среди литературоведов до сих пор идут споры, к какому жанру отнести повесть Пушкина, именно так поэт называл сам «Капитанскую дочку», а специалисты стоят на том, что это «первый исторический роман в русской литературе», западные же ценители говорят, что это «роман о любви».
Над повестью, рассказывающей о событиях Пугачевского восстания 1773-1775 годов, когда беглый казак с Дона Емельян Пугачев объявил себя императором Петром III, Пушкин трудился с 1833 по 1836 год. Планировал написать документальное произведение о Пугачевщине, изучал документы, семейные архивы, ездил в Приуралье и Поволжье. В итоге в 1834‑м написал «Историю Пугачева», а в 1836‑м в журнале «Современник» вышла «Капитанская дочка», охватывающая необъятный спектр проблем. Проблемы власти и общества, социального неравенства, насилия над личностью, войны и мира, патриотизма, но главное – чести, совести, долга, любви, взаимоотношений родителей и детей, которые актуальны были всегда. По форме повесть называют мемуарами и семейной хроникой, романом-биографией, романом воспитания и даже романом-притчей. В точку попадают те, кто опознавательными знаками повести считают цитаты – эпиграф «Береги честь смолоду» и «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный» – оценку Пушкиным Пугачевского восстания. История пылкой любви Петра Гринева и Маши Мироновой разворачивается на фоне боев крестьян за свободу.
Мне доводилось проезжать по местам тех событий на Оренбуржье, возили фестиваль «Восток/Запад» и на место съемок «Русского бунта» Александром Прошкиным, где декорации остались в роли музея под открытым небом. Надо сказать, эти холмы и овраги, по которым проезжал когда-то Пушкин, а потом Петруша Гринев, производили огромное впечатление.
Для режиссера-дебютанта Станислава Сошникова, поставившего спектакль по своей инсценировке на сцене Ордынки, это, конечно, был экзамен. Пословица «Береги честь смолоду», которую он считает одной из самых актуальных, стала отправной точкой для работы. По мнению постановщика, сегодня важно говорить с молодым поколением о таких вневременных понятиях, как смелость и верность долгу, говорить просто и ненавязчиво, следуя музыке пушкинского слога. «История молодого человека, который подвергает себя любым опасностям ради того, чтобы сохранить свою любовь, для нашего времени нетипична, – сказал перед премьерой Сошников. – И в размышления над происходящим хотелось вовлечь зрителей всех поколений».
Скажем сразу, что зал, заполненный в основном подростками, начиная с первой сцены, в которой Гринев встречается с Пугачевым среди бурана, образ которого создает устрашающе развевающееся голубое полотнище, активно участвовал в спектакле, поддерживая действие аплодисментами. Спектакль идет в сценографии Марии Утробиной – деревянная конструкция-трансформер со множеством ступенек, меняясь, представляет собой то постоялый двор, то интерьер и окрестности Белогорской крепости, где Гринев из-за Маши дрался на шпагах со Швабриным (Максим Хрусталев), то избу «царя» Пугачева, всю в красных полотнищах, то парк, в котором гуляет Екатерина II, то место казни самозванца, то точку счастливой финальной встречи Петра и Маши. Действие движется плавно, без провалов, путь взросления Петра Андреевича Гринева, по словам постановщика, от «недоросля» до храброго почтенного мужа тернист, судьба не раз испытывает его, но он, движимый подлинным чувством любви к Маше, обретает стойкость и сохраняет достоинство.
Инсценируя классику, режиссер выбрал верную позицию – никаких новаций и интерпретаций, только Пушкин, с его «чистотой» и «безыскуственностью», по словам Гоголя, с его истинно русскими характерами ступает на подмостки. И мы видим чудесную пару отважных хранителей крепости – коменданта Ивана Кузьмича (заслуженный артист Александр Титоренко), преданного солдата Отечества, и верную его Пенелопу Василису Егоровну (Алена Колесникова), начальницу, что над щами, что над шпагами дуэлянтов, их соратника, поручика Ивана Игнатьича (Александр Никифоров), и нам становится все понятно про «бестолковщину времени» и про то, как жили русские люди почти два века назад. В роли Петра Гринева дебютирует Максим Путинцев, капитанскую дочку, отважную дочь своего отца, сумевшую добиться аудиенции у Екатерины II и защитить жениха, играет Алина Колесникова. Трогательная пара подкупает зрительный зал, а Петрушу зрители явно поддерживают, когда ему приходится принимать крутые решения.
Пожалуй, одна новация в спектакле имеется – непривычен моложавый красавец Емельян Пугачев (Александр Волков), руководитель крестьянского восстания: без бороды и в кафтанах, хоть сейчас на эстраду. Истоки такого взгляда на самозванца вновь находим у Пушкина, воспевающего русского крестьянина, – «ни тени рабского уничижения в поступи и речи» – за его смелость, смышленость, предприимчивость, проворство и ловкость. Никак простофилей не назовешь, подобно тому как честят своих сельских жителей французы. Именно таков Пугачев в спектакле, но за обаянием в нем угадывается отчаянная жестокость по отношению к царским служителям. Как ловко дирижирует он казнью родителей Маши Мироновой и поручика Ивана Игнатьича! Голубые квадраты – веревки виселицы – по его знаку только успевают вздыбливать приговоренных. Здесь он «царь» Емельян Пугачев – народный мститель, избравший стезю орла из калмыцкой сказки, который в отличие от ворона, живущего триста лет, питаясь мертвечиной, живет всего 33 года, зато пьет живую кровь. Пугачеву было отпущено два года предводительства: сцена с закованным в колодки злодеем подчеркивает трагичность его судьбы и очень важна в спектакле.
Теплый образ старика Савельича, окрашенный юмором, создает Алексей Коновалов, этот слуга, приставленный к Петруше сызмала, из того разряда русских людей, которые любят барчуков как родных детей и расходуют на них все запасы добра, отпущенные природой. Савельич-Коновалов похож на дядьку Никиту, который был в «воспитателях» у маленького Саши Пушкина, а годы спустя первым принял на руки раненного на дуэли поэта…
«Капитанская дочка» – четвертый спектакль по Пушкину на сцене Малого театра. Помнится, после «Метели» поклонники прозы поэта загадывали сценический цикл по «Повестям Белкина», новая премьера близка к этому замыслу. Можно только приветствовать такие дебюты: в труппу театра влилось немало молодежи. А в будущем году Россия отметит 225‑летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Комментарии