search
main
0

Берег левый, берег правый. Рельеф меняется, значение – никогда

Почти шесть с половиной веков существует Кашира. Впервые она упоминается как село на левом берегу Оки в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного в 1356 году. Возможно, название села происходило от слова «косить» и означало место со скошенной травой или хлебом. Более правдоподобная версия происхождения – от названия речки Каширки, впадающей в Оку.

Становясь с годами важным стратегическим пунктом при защите Московского княжества, город неоднократно подвергался вражескому разорению. В 1480-м, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III, не имея возможности держать войско, растянув его вдоль всего Окского рубежа и опасаясь неожиданного прорыва татар, приказывает эвакуировать каширян, а деревянный город – сжечь. Так древняя Кашира стала последней жертвой, принесенной Русью многовековому ненавистному татарскому игу. В 1531 году на береговом холме у устья Каширки была возведена мощная деревянно-земляная крепость для защиты южных подступов к Москве и переправ через Оку. До сих пор сохранились земляные валы у села Городище. После нашествия Девлет-Гирея и эпидемии чумы 1571-го, голода 1601-1602 годов Кашира запустела и в 1620-м была перенесена на правый берег Оки. Здесь была построена деревянная крепость, к которой примыкали посад и слободы. Оборонное значение она утратила в XVII веке.

С XVIII века Кашира – значительный торговый центр, расположенный на перекрестке дорог на Москву, Коломну, Зарайск, Михайлов, Венев, Тулу, Алексин, Серпухов. Стали возникать первые промышленные предприятия в виде мелких полукустарных заводов (5 солодовенных, кожевенный). В 1900 году через город прошла Павелецкая железная дорога, в 1919 – 1922 годах в поселке Терново (позже Новокаширск) построили Каширскую ГРЭС, которая работала на подмосковном угле. В годы Великой Отечественной войны под Каширой в конце 1941-го происходили тяжелые бои с немецко-фашистскими войсками генерала Хайнца Вильгельма Гудериана. 27-29 ноября 1941 года части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Павла Белова разгромили врага, отстояв Каширу, а вместе с ней и Москву.

На территории района расположены 98 населенных пунктов, в том числе 2 города, 7 поселков, 89 деревень. Ведущими отраслями промышленности являются: энергетика, целлюлозно-бумажное, литейное, пищевое производства, машиностроение. Сельскохозяйственные предприятия специализируются на растениеводстве, овощеводстве, выращивании картофеля, птицеводстве, животноводстве, в их хозяйственном обороте находится более 33 тысяч га плодородных пахотных земель.

Ребята из седьмых и восьмых классов Зендиковской школы Каширского района выполняют по ходу изучения материала «Родное Подмосковье» индивидуальные и групповые творческие задания, которые оцениваются зачетом. По завершении курса порой проводятся смотр знаний или «публичный» экзамен, на которых, кроме учеников и учителей, присутствуют родители, а также, возможно, представители органов местного самоуправления. Защита творческих работ, проектов развития поселка, города, региона может быть публично представлена и сопряжена с праздником школы, Днем города. Так было сделано в нашем районе перед празднованием 650-летия Каширы. С этой целью была проведена научно-практическая конференция для школьников района, где ребята представили проекты города будущего: «Кашира – 700 лет», «Развитие Каширской ГРЭС», «850-летие Каширы».

Программа регионального курса и учебно-методические пособия для учеников и учителей проходили проверку на практике. Прежде чем приступить к апробации учебно-методического комплекта, учителя географии Каширского района прошли 72-часовую подготовку на курсах повышения квалификации при Педагогической академии последипломного образования.

Для поддержания интереса детей использовались разнообразные формы: уроки-экскурсии, КВНы, викторины, диспуты, конференции.

В 7-м классе у нас реализуется проект под названием «Жизнь прежде и теперь». Школьники знакомились с предметами крестьянского быта, изучали жилье, хозяйственные постройки, орудия труда, охоты, обычаи и традиции народов, проживающих в данной местности и в регионе в целом. Весь материал по этнографии ребята собирали для школьного музея «Крестьянская изба». Этот материал они сами обрабатывали, поэтому с особым интересом ими воспринимались и уроки.

Ребята по заданиям из пособия «Родное Подмосковье» изучали состояние растений и животных в лесу, выявляли источники загрязнения малых рек. Наглядность и оригинальность вызывали у школьников любопытство и пробуждали интерес к своему родному краю.

Ученики Зендиковской сельской школы Каширского района на этапе исследовательской работы вели сбор информации об истории, культуре, памятных местах своего края. Творческая группа школьников работала над проектом «Чистая река – родному селу». Целью проекта стало сохранение и улучшение состояния водоема и зоны отдыха местных жителей. Работая над проектом, ребята сотрудничали с администрацией сельского поселения Базаровское по улучшению состояния водоема.

В процессе исследовательской работы ребята все больше стали проявлять самостоятельность. Они ежегодно высаживают деревья по берегам реки Мутенки, следят, чтобы кусты не вырезали. Проект «Живи, родник» собрал много энтузиастов. Школьники оборудовали источник так, чтобы к нему было удобно подходить местным жителям, а для того чтобы это место радовало глаз приходящих, они посадили вокруг него кусты шиповника. Ребята проводят оценку экологического состояния пришкольного участка, формируют его ландшафт и всячески благоустраивают свой второй дом.

Мною, как руководителем районного методического объединения учителей географии Каширского района, было проведено анкетирование учителей. Благодаря ему установила, учителя считают, что знания о своем регионе просто необходимы.

Пособие обладает значительными возможностями для развития. Научность и логичность построения его статей удачно сочетаются с их ясностью и доступностью. Фактический материал хорошо и легко воспринимается, чему во многом способствует удачно подобранная форма подачи учебного содержания. Тексты пособия написаны доступным языком, яркие образы территорий Подмосковья подкрепляются художественным описанием местностей из произведений писателей.

В ходе изучения регионального содержания по программе «Родное Подмосковье» было проведено анкетирование учеников. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы на уроках использовался материал о своем регионе?» – 95 процентов из них ответили утвердительно. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что в целом степень интереса школьников к изучению своего региона велика. А по результатам анкетирования родителей видно, что им теперь очень легко проверить домашнее задание своих чад, что им тоже очень нравится.

Людмила ТУРОВЦЕВА, директор Зендиковской школы, Каширский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте