Особенностью церемонии вручения премии «Белый слон-2019» стало то, что больше половины лауреатов за ее получением не явились. Это выглядело неуважением к экспертам. Присуждение премии «Голос» молодыми критиками и вовсе обернулось скандалом. Явно настало время что-то менять в самой процедуре.
Так, к сожалению, из Петербурга не приехал за получением премии «За честь и достоинство» имени Мирона Черненко Александр Сокуров, который стал настоящим триумфатором церемонии. Премию получил как сам режиссер, так и два его ученика из Кабардино-Балкарской мастерской.
Фильм Кантемира Балагова «Дылда», представленный в семи номинациях, победил в четырех из них: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор (Ксения Середа) и лучший художник-постановщик (Сергей Иванов), который и получил призы за всех, выглядело это странно. Лучшим дебютом признали картину «Мальчик русский» второго сокуровского ученика – Александра Золотухина, которому мэтр доверил получить и его «приз за вклад», а также доставить на церемонию и прочесть письмо. Оно было отчасти благодарственным, отчасти недоуменным: режиссер написал, что удивлен подобным решением, поскольку новых работ у него не было несколько лет, публичные выступления не вызывают должной реакции, показ некоторых картин частично запрещен, а педагогическая деятельность еще должна пройти проверку временем. Сокуров заметил, что его тревожит будущее учеников, которое в значительной степени зависит от того, встретят ли они на своем пути состоятельных людей.
Тем временем вручавшие премию «за вклад» сценарист Наталья Нусинова и кинодокументалист Андрей Осипов сказали о Сокурове такие слова, каких редко удостаиваются их коллеги. Осипов признался, что фильм Сокурова «Мать и сын», который он посмотрел во времена учебы на режиссерских курсах, потряс его отличным от принятого в классическом кино аудио- и визуальным способом воздействия на зрителя, он «расширил» границы его контактов с миром.
– А до этого был еще «Камень», – сказал Андрей Осипов, – который мы посмотрели в параллель с американским фильмом-катастрофой, где два часа пролетели, как десять минут. Но через пять минут мы забыли тот фильм, а птичка из «Камня», этот символ вечности журавль, прилетавший к странному сторожу, до сих пор появляется на моем плече, сидит и клюет, словно хочет что-то сказать… Вот это и есть то самое болевое, энергетическое воздействие, которое втягивает тебя в иное измерение, и от которого ты не можешь избавиться. Фильмы Сокурова – как шрамы после операции, дающей человеку возможность жить дальше, и это тот самый случай, когда важно не происходящее на экране, а то, что происходит в тебе после фильма. За 100 лет в кино много что снято, но, если тебе есть что сказать, всегда найдется зритель, которому это будет важно. И я желаю всем нам увидеть новые картины выдающегося режиссера Сокурова.
Александр Золотухин, сокурсник Кантемира Балагова, снявший картину о мальчишке, потерявшем на Первой мировой зрение, сказал: «Все, что я умею в профессии, – это Сокуров».
Из 14 игровых картин по четыре номинации получили «Айка» Сергея Дворцевого, «Воскресенье» Светланы Проскуриной и «Керосин» Юсупа Разыкова. В трех номинациях оказался победителем «Керосин»: лучший сценарий (Юсуп Разыков), лучшая женская роль (Елена Сусанина) и лучшая музыка к фильму (Сергей Старостин). Все лауреаты вышли получать премии сами, хотя Елене Сусаниной, старейшей актрисе волковского драмтеатра, пришлось приехать на церемонию из Ярославля.
Сергей Старостин, известный этнограф, собиратель и исполнитель русского фольклора, автор песен, к удивлению публики, сказал, что это его первая премия. «Керосин» – берущая за душу притча о русской жизни. Она из тех картин, которые хочется пересматривать время от времени, в том числе, по причине уникального музыкального оформления. Получая «Белого слона», Старостин заявил, что композитором себя не считает: «Так, у народа подслушиваю. То, что есть в глубинах нашего народа, не дает ему упасть на дно».
«Воскресенье» выиграло одну номинацию: Алексей Вертков, сыгравший чиновника, прожившего один из самых тяжелых дней своей жизни, разделил приз за лучшую мужскую роль с Алексеем Аграновичем («Юморист» Михаила Идова). Получать премию вышел лишь Агранович, Вертков прислал видеообращение.
Не вышли за премиями за роли второго плана и Александр Балуев с Натальей Теняковой, сыгравшие персонажей, попавших под каток репрессий в картине «Француз» Андрея Смирнова. Появление звезд такого масштаба, особенно Теняковой, которая, как было объявлено, за полувековую службу в театре не получала такого количества откликов, сколько принес ей небольшой эпизод во «Французе», могло стать событием церемонии.
Премию за лучший документальный фильм критики вручили Алексею Федорченко за трагикомическую ленту «Кино эпохи перемен», рассказывающую о том, как рушили Свердловскую киностудию. Премию за лучшую анимацию получил Константин Бронзит с фильмом «Он не может жить без космоса». «Событием года» стал мультимедийный проект Музея AZ «Свободный полет» (автор и куратор – Полина Лобачевская, продюсер – гендиректор музея Наталья Опалева).
Президент гильдии художников Борис Бланк, вручая премию Сергею Иванову, рассказал, что знаменитый польский режиссер Ежи Кавалерович, с которым он работал в 90-х, никогда не репетировал с актерами, пока не были построены декорации. Говорил, что «должен почувствовать их запах, чтобы знать, что сказать исполнителям». Именно «фактуры», с которыми имеет дело художник-постановщик, подчеркнул Бланк, дают возможность зрителю поверить в реальность, и призвал любить мастеров, независимо от пола, национальности и партийной принадлежности.
Фото сайта kinopoisk.ru
Комментарии