«Крупную реформу по оплате труда мы не должны пропустить мимо», – под таким девизом Алтайский крайком Профсоюза работников народного образования и науки РФ провел семинар для председателей территориальных и первичных организаций.
«Поезд» под названием «Комплексный проект модернизации образования» идет по России полным ходом. Идет в определенной мере против воли профсоюза, который с самого начала предупреждал о негативных последствиях этого реформирования. Социальные риски велики, органы управления образованием, финансовые службы, педагогическое сообщество к этой работе не подготовлены. Во многом регионы действуют по принципу «ввяжемся в сражение, а дальше видно будет».
Главный мотив вступления Алтайского края в эксперимент один – приток значительных средств из Москвы. Решение губернатора было правильным: зачем терять федеральные деньги, если через год все равно вступать в проект модернизации образования придется, но уже без них.
Во благо или во вред сработает эта реформа, мы увидим позже. Но опыт регионов России свидетельствует о том, что нигде этот процесс не проходит гладко. Вопросов много. И по мере того, как проект спускается из Москвы в регионы, потом в муниципалитеты и школы, их количество увеличивается.
Поэтому, планируя работу семинара, крайком профсоюза ставил задачу: свести профсоюзных лидеров и разработчиков краевого проекта модернизации образования, чтобы определиться в разногласиях, увидеть слабые места и постараться избежать ошибок.
Главный правовой инспектор крайкома профсоюза Наталья Лысикова рассказала об особенностях заключения и изменения трудового договора с учителем. Она подчеркнула, что именно этот документ является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем: «Не личное заявление работника, как это было раньше, а трудовой договор. Проводя правовые проверки образовательных учреждений, я часто отмечаю эту ошибку».
Вопрос об изменениях и дополнениях трудового договора сейчас особенно актуален в связи с грядущими кардинальными переменами в оплате труда педагогов. «Что изменится в содержании трудового договора, будет зависеть прежде всего от нормативно-правовых актов, изданных краевыми органами власти, а также органами местного самоуправления, – сказала Наталья Лысикова. – Сейчас в крае будут действовать две системы оплаты труда. Для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений – новая система, а для учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала – оплата на основе ЕТС. Анализируя проект Положения о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда, могу сказать, по каким вопросам должны быть внесены изменения в трудовой договор. Это установление педагогическому работнику базового оклада и стимулирующих выплат. Обращаю ваше внимание, что базовый оклад, а также все виды компенсационных и стимулирующих выплат, размеры и условия их применения должны устанавливаться с учетом мнения профсоюзов».
Следующей темой обсуждения стала проблема, возникшая сегодня во многих образовательных учреждениях. Учителя, проработавшие много лет, не хотят заключать трудовые договоры, пугаясь, что сначала их уволят, а потом снова примут. «Нужно учить и работника, и директора, – пояснил председатель краевой организации профсоюза Леонид Ивановский, – это не заключение нового трудового договора задним числом. Это оформление уже существующих трудовых отношений в соответствии с современными требованиями. Другое дело, когда работник не хочет подписывать трудовой договор, потому что работодатель пытается включить в него моменты, ухудшающие условия труда, снижающие зарплату, необоснованно расширяющие обязанности. Профсоюзу за этими попытками надо следить и своевременно их пресекать».
Второй день семинара прошел в общении со специалистами краевого Управления по образованию и делам молодежи. О реализации комплексного проекта модернизации рассказал начальник отдела контроля и качества образования Юрий Абдуллаев. Основная часть его доклада была посвящена анализу Положения об оценке результативности профессиональной деятельности учителя. По словам Юрия Абдуллаева, это «ключевой документ проекта».
Что отличает данное Положение от других, реализуемых в 31 регионе страны? Принципиальное отличие – отказ от рейтинговой оценки учителя. Разработчики постарались максимально уменьшить влияние субъективных факторов. «Критерии предельно формализованы, – сказал Юрий Абдуллаев, – указывается показатель, который подтверждается документально, вот он и будет влиять на оценку труда учителя. Участие родителей в экспертной оценке не предусмотрено, они подключаются на этапе согласования. Мы намеренно так сделали, зная позицию профсоюза: оценивать труд учителя должен только профессионал». Юрий Абдуллаев подчеркнул, что данное Положение является примерным. Поэтому на его основе образовательное учреждение будет разрабатывать свое, что-то добавлять, от чего-то отказываться.
Знакомство с критериями оценки деятельности учителя вызвало много вопросов и споров. Профсоюзные лидеры указали на слабые места проекта. Например, создание управляющих советов в маленьких сельских школах будет носить явно формальный характер. Нигде в мире к оценке труда учителя не привлекают родителей и учащихся, особенно когда от нее будет зависеть размер зарплаты педагога. «Родители уже сейчас говорят, что теперь «назначать» зарплату будут они. Представляем, какие сплетни загуляют по селу, – возмущались многие. – Да, работа школы должна быть прозрачной, она должна знакомить родителей с деятельностью учителя. Но познакомить и дать право оценивать, решать, сколько платить, – это разные вещи».
Система неизбежно изменит морально-психологический климат в школе, начнет формироваться иной менталитет учителя. «Ему теперь придется все время доказывать: я – лучший. А каждые полгода он должен будет что-то новенькое «наваять» для портфолио. Реально ли это?», – задает уместный вопрос председатель Баевской районной организации профсоюза Любовь Лотарева. «Кроме того, целенаправленно создается ситуация нездоровой конкуренции, – соглашается с ней председатель Новичихинской районной организации профсоюза Лариса Ильина. – Теперь учитель, получивший значительно меньше своих коллег, автоматически будет попадать в разряд «худших». И все об этом будут знать не только в школе, но и на селе. Как-то это не по-человечески».
Заместитель начальника отдела экономики образования краевого управления Елена Комлева рассказала о методике формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения. И опять председатели профорганизаций не могли согласиться с некоторыми моментами.
Почему не учитывается стаж работы? – ведь можно было бы ввести повышающие коэффициенты. Зачем установлена прямая зависимость оплаты труда от количества учащихся? – ведь типовым положением предусмотрена возможность комплектования классов меньшей наполняемости. Почему зарплата директора школы должна зависеть от средней зарплаты учителей? Нет гарантированного размера заработной платы – это нарушает Трудовой кодекс. Что будет с аттестацией? – она никак не «вмонтирована» в новую систему оплаты труда. Вот лишь часть вопросов, прозвучавших в разговоре со специалистами управления.
Уже сейчас понятно, говорили участники семинара, что все упирается в ограниченность финансирования. Многие из них у себя в районах слышат от бухгалтеров: вот этот показатель не пройдет, вот этот убирайте – не оплатим. Слова «в пределах финансирования» вызывают сомнения: а все ли учителя, достойные более высокой зарплаты, получат ее?
На семинаре обсуждались вопросы, возникающие при разрешении социально-трудовых споров, проблемы предоставления коммунальных услуг сельским учителям. Представитель Главного управления Алтайского края по социальной защите населения Наталья Чечулина услышала много упреков в адрес районных управлений соцзащиты.
«Вы так «защищаете» людей, что в результате они идут в суды», – возмутилась председатель Кулундинской районной организации профсоюза Галина Денисова. Дело в том, что во многих районах края возникли долги по коммунальным услугам. Учителя на свои деньги приобрели уголь, дрова. Теперь не могут их вернуть. А представители органов соцзащиты говорят: не наш вопрос, управление по финансам денег дает мало, поэтому мы не можем расплатиться с сельскими учителями.
«Это лукавство, – считает Леонид Ивановский. – Потому что органы соцзащиты уполномочены государством оплачивать льготы сельским учителям на коммунальные расходы, а другое ведомство уполномочено их профинансировать. Они должны между собой решать проблему, а не гонять учителей по кабинетам чиновников».
На семинаре председатели территориальных и первичных профорганизаций увидели, что ожидает школу и какой работой им придется заниматься в ближайшие месяцы. Они убедились, что создана громоздкая, сложная система. Никто не дает четкого ответа на вопрос, сколько средств дополнительно запланировано для перехода на НСОТ.
«Смешали все в одну кучу: и необходимость повысить зарплату, и желание не сильно на это тратиться, и стремление заставить учителя еще больше выкручиваться и доказывать, что он хороший специалист, – сказал в заключение Леонид Ивановский. – Нам надо включаться в этот процесс. Мы должны смягчить те угрозы, которые уже сейчас заложены в проекте. Практика регионов показывает, что изъянов и ошибок меньше там, где с самого начала и на всех уровнях были подключены или сами подключались, преодолевая административную инерцию, профсоюзные организации. Поэтому сейчас мы должны быть везде. Серьезно критикуя и даже не соглашаясь с рядом положений комплексного проекта модернизации образования и НСОТ, мы в то же время должны конструктивно сотрудничать с органами управления образованием, с директорами школ. Другого пути у профсоюза нет!»
Комментарии