search
main
0

Белорусская реформа

Система образования Республики Беларусь формировалась на протяжении столетий. Первые школы стали возникать при православных и католических монастырях на рубеже XV – XVI веков. В XVIII веке сформировалась целостная образовательная система Великого княжества Литовского, центром которой была Виленская академия. На территории нынешней Беларуси действовали школы, оставившие свой след в истории Российской империи, а потом и Советского Союза. Так, в городе Шклове Могилевской губернии генерал Зорич основал училище для детей белорусской шляхты, которое впоследствии стало первым московским кадетским корпусом, а в городе Горки той же губернии существовал Земледельческий институт, переведенный в 1864 г. в Петербург под названием Лесного. Система образования Российской империи во многом переняла существовавшую на протяжении более 250 лет образовательную структуру Великого Княжества Литовского.

Система образования Республики Беларусь и по сей день оценивается как высокоэффективная. Об этом свидетельствуют такие объективные макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), грамотности молодежи (15 – 24 года) (99,8%) коэффициент общего количества поступивших в начальные учебные заведения (94%). По уровню образования (0,95%), который измеряется как совокупный индекс грамотности взрослого населения и доли учащихся, поступивших в учебные заведения, Республика Беларусь занимает лидирующие позиции в мире.

В стране целенаправленно создается гибкая многофункциональная система дошкольных учреждений, различающихся по видам, типам, профилям. Открываются школы-сады, дошкольные центры развития ребенка, специальные дошкольные учреждения и группы, в том числе санаторные группы и пункты для детей с особенностями психофизического развития, в которых оказывают раннюю коррекционно-педагогическую помощь детям в соответствии с их индивидуальными способностями, все большее распространение получают интегрированные группы. По запросам родителей дошкольные учреждения предлагают гибкий и смешанный режим работы. В результате в 2006 г. более 90% детей в городе и 50% на селе посещают дошкольные учреждения.

Основное звено в системе непрерывного образования – общее среднее образование, получение которого обеспечивают общеобразовательные школы и гимназии, в том числе негосударственные, лицеи, колледжи, а также учебные комплексы, объединяющие, например, базовую школу с гимназией или детский сад со школой.

В ходе реформы общеобразовательной школы, начатой в 1998 г., поэтапно вводится обязательное 10-летнее базовое и 12-летнее среднее образование. Для повышения объективности контроля над усвоением учебного материала введена 10-балльная система оценки знаний. Оптимизировать учебную нагрузку учащихся позволяет введение пятидневной учебной недели. Ведется интенсивная подготовка и издание современных учебников и учебно-методических комплексов для всех ступеней школы. И, пожалуй, важнейшим элементом реформирования являются мероприятия по введению с 2010 г. профильного обучения учеников 11 – 12-х классов. Его целью будет непосредственная подготовка выпускников средней школы к поступлению в вузы.

Для развития способностей одаренных детей в учебный процесс внедряются методики развивающего и интенсивного обучения, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, расширяется число школ с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов и др. Для наиболее способных детей из глубинки в областных центрах республики открываются лицеи, создаются лицейские и гимназические классы в сельских школах.

Важной частью реформы образования в целом стали создание и реализация концепции специального образования, призванного обеспечить общее развитие, бытовую адаптацию и социализацию, а также коррекцию и компенсацию нарушений детей с особенностями психофизического развития и с ограниченными возможностями.

На подготовку рабочих кадров для промышленности страны нацелена система профессионально-технического образования, что прежде негативно сказывалось на престиже этих учреждений, а в последние годы интерес к ним значительно возрос. Это объясняется ростом востребованности рабочих профессий, а также повышением мобильности и накоплением опыта работы профтехучилищ в рыночных условиях.

Сегодня в республике функционирует 230 профтехучилищ, в которых учится 114,6 тысячи человек. Большинство профессий, осваиваемых в училищах, – интегрированные или совмещенные, свыше 70% учебных заведений – многопрофильные, более 90% – многофункциональные и ориентированные на удовлетворение потребностей организаций-заказчиков в кадрах квалифицированных рабочих и служащих.

Реформирование среднего специального образования предполагает его интеграцию с высшей школой для развития системы непрерывного профессионального образования. С этой целью на базе средних специальных учебных заведений открываются высшие колледжи, обеспечивающие подготовку специалистов не только со средним специальным, но и с высшим образованием, апробируются варианты включения средних специальных учебных заведений в структуру вузов. 16 колледжей входят в структуру университетских комплексов. Выпускники многих средних специальных учебных заведений могут получить высшее образование по своей специальности в сокращенные сроки.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на высоком уровне поддерживать научно-технический прогресс и соответствующих современным требованиям, – первостепенная задача нашего государства. Преобразования, порожденные новыми экономическими условиями, находят отражение в системе высшего образования, начиная с процедуры приема. Непредвзятый подход к абитуриентам обеспечивают единые централизованные тесты, которые сдают все абитуриенты, и профильный экзамен, определяемый вузом.

Достижения выпускников за время обучения в школе (средний балл аттестата) серьезно влияют на возможность занять бюджетное место в вузе. Абитуриенты, сдавшие вступительные экзамены, но не выдержавшие конкурс, могут стать студентами за плату в создаваемых дополнительно группах.

В государственных вузах при постепенном снижении принятых на обучение за счет бюджета ежегодно растет численность принятых на платное обучение. Из 77 тысяч студентов, поступивших в вузы в 2005 г., приняты на обучение за счет средств граждан 44 тысячи – 56,5%, а в прошлом году – 41 тысяча (54,6%).

Ныне в 55 вузах Беларуси обучаются 383 тысячи человек.

В целом состояние системы образования в Республике Беларусь можно оценить как стабильное. Кризис начала 1990-х гг. прошлого века преодолен. Реформа дает все более зримые результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте