Как же это здорово – в век, когда большинство школьников читают мало, многие пробегают страницы классики ради оценки, услышать такое: «А давайте разыграем сцены «Белой гвардии» на уроке»!
Это было именно так. Начали погружаться в мир Булгакова, и возникло такое желание. Я даже опешила: лишние хлопоты, перекраивание планов…
Но был в этой гуманитарной группе он, Макар, человек инициативный, читающий. Тем более готовился к поступлению в театральный и прочитал не только роман мастера, но и его пьесу «Дни Турбиных». Ну как тут не откликнуться на такое заманчивое предложение?
На какое-то время мы поменялись местами: наш «режиссер» распределял роли (а в группе в основном девушки), давал указания относительно техники чтения текста, работал с исполнителями над выразительностью речи. Думала, обойдемся без декораций и костюмов. Декораций действительно не было, только окна зачехлили для атмосферы – ставили 7‑ю главу первой части: оставление города без власти, роспуск добровольческого мортирного дивизиона. Только перед уроком увидела своих мальчиков в шинелях, даже не сразу узнала: форма сделала их совсем взрослыми. Девочки сидели на своих привычных местах и по очереди читали авторский текст, стараясь своими голосами передать напряженность момента. Я сидела в сторонке, смотрела, слушала и думала: «Наверное, именно ради таких минут учителю стоит трудиться. Допоздна готовиться к урокам, бесконечно проверять часто нечитаемые работы, выкладываться на уроках, воспитывать, воспитывать, воспитывать…»
Уроки-концерты, уроки-спектакли очень ценны как для школьников, так и для учителей. Они всегда дают новое представление о предмете, писателе, открывают возможность раскрыться даже тем ребятам, которые на традиционном занятии бывают пассивными. Они расширяют горизонты познания мира.
Думая о том нашем булгаковском уроке, понимаю теперь, что все в жизни случается не просто так. Тогда мы не знали, что буквально совпали со временем, предугадали свои живые эмоции, объединились вокруг идеи чести, долга, правды.
Мои ученики – участники того урока – теперь студенты. Макар поступил на актерский факультет. Из десяти сдававших ЕГЭ по литературе этим летом две ученицы получили 100 баллов, три – 96. Может, и тот урок стал ступенькой их восхождения?
Татьяна ГАЛЛЕРТ, учитель русского языка и литературы школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева
Комментарии