Каков секрет успешного фильма? Много спецэффектов, звездный актерский состав, многомиллионный бюджет – все это стоит отбросить, а вот собаку, перефразируя известную песню, можно оставить.
Ну скажите, что умилительнее взгляда песьих глаз, устремленных на огромный мир, полный таинственных приключений. Впрочем, режиссер Чарльз Мартин Смит решил выйти за пределы чисто «собачьего кино». В картине «Путь домой» за розовым фасадом благодушия скрывается мысль о неизбывном людском противоречии и любви без границ.
«Белла, Белла!» – какое звучное и вместе с тем загадочное имя. На латинском оно означает «красавица», а для русского читателя сразу отсылает к роману Лермонтова «Герой нашего времени», в котором гордая горская девушка стала жертвой запутавшегося в своих сомнениях Печорина. Навечно в памяти звучат и возвышенно-прекрасные стихи Беллы Ахмадулиной: «Как дурно жить, как я вчера жила. В чужом пиру, где все мертвы друг другу». Сказать так о себе могла и маленькая собачка, оказавшаяся в подвале разваливающегося дома, в компании бесчисленного количества кошек. Вот он, первый контраст фильма «Путь домой». Контраст лишь видимый. Ведь Белла, тогда еще не имевшая имени, обрела материнскую любовь. Силу этой любви она почувствовала, потеряв собственную маму, которую от нее забрали исполняющие закон работники службы отлова. Вскормила растерянную собачонку мама-кошка. «Невероятно!» – скажете вы. Дальше будет еще невероятнее.
Пересказывать картину не стоит. События, происходящие на экране, лишь иллюстрация того, насколько привычные, «нормальные» и общепринятые правила жизни мелки и ничтожны перед простым участием и заботой друг о друге. Режиссер не случайно сводит вместе внешне совершенно разных людей и животных. Белый американец Лукас влюблен в темнокожую девушку Оливию, а кошки спасают собак и наоборот. В этой нежности нет никаких условностей и предрассудков, а есть непосредственность и доброта, которые выше всяких стереотипов. Как тут не вспомнить замечательные рассуждения чешского писателя Милана Кундеры в его романе «Невыносимая легкость бытия» о взаимоотношениях человека и природы. «Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным», – рассуждает Кундера. Такова любовь Лукаса к Белле. Эта собачка становится для него не просто объектом радости, но и возвращает жизнь его маме, пытающейся оправиться после афганской войны.
Тут мы встречаемся со вторым контрастом. Женщина-солдат, скорее всего убивавшая людей на войне, проникается невероятной любовью к маленькой собачке, совсем не похожей на грозного питбуля. Да и не только она, другие ветераны горячих точек, мужчины и женщины разных рас, некоторые из которых потеряли возможность ходить, но сохранили чувство сострадания к ближнему. Чувство, пробужденное в них Беллой. Эти бывшие вояки буквально горой встают на защиту своей гладкошерстной крошки, объявленной полицией Денвера вне закона. Беда в том, что Беллу признали питбулем, а значит, ей нельзя появляться на улице.
И вот вам контраст номер три. Забудьте все жуткие видео с грозными питбулями, раздирающими своих жертв и скалящими дьявольские зубы. Вместо этого взгляните на Беллу – милую, веселую собачонку. Она, конечно, не прочь полакомиться курочкой, но больше всего обожает кусочек сыра, которым любезно угощает ее Лукас. Более того, о своих гастрономических и не только предпочтениях Белла рассказывает сама. Путешествие, растянувшееся на несколько лет, стало не просто испытанием для вчерашнего щенка, но и настоящим уроком жизни. Так часто бывает в сказках. Трудности, с которыми сталкивается герой, помогают ему научиться по-настоящему любить и заботиться о ближнем. Оказавшись вдали от своей семьи, Белла спасает от волков детеныша пумы, вытаскивает из-под снега неблагодарного скалолаза и обретает замечательных друзей в лице пса Датча и его хозяев.
Все эти встречи и разлуки позволяют маленькому животному осознать смысл жизни – забота о ближнем. Тут я предвижу улыбку читателя, который искренне воскликнет, что никакого сознания у собак нет и о вечных вопросах бытия они не задумываются. Однако на то нам и дано искусство, чтобы разрушать привычные законы и бороться против «собачьего расизма». Таким образом подруга Лукаса Оливия реагирует на абсурдные правила в отношении крошки Беллы, которую настойчиво пытается согнать с улиц Денвера одержимый полицейский Чак. Он постоянно прикрывается законом, который в итоге оказывается не на его стороне.
Комментарии