Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Существуют две основные формы дошкольного воспитания и обучения таких детей – в семье и в специализированных дошкольных учреждениях. Об одном из них и пойдет речь. Еще недавно в Южном округе Москвы не было ни одного коррекционного детского сада, пока администрация округа не решила открыть группу для слабослышащих детей в детском саду N 1513, что на улице Маршала Захарова. Здесь с ними работают по Бельгийскому проекту. Ежедневное общение этих ребят с психологами, сурдопедагогами и воспитателями, которые учат познавать мир через ощущения, внимание, память, восприятие, мышление, дает свой эффект. А недавно администрация садика пошла еще на один эксперимент, сформировав группу, где здоровые малыши воспитываются вместе со слабослышащими.
– Наверно, слабослышащим сложно воспринимать программу для здоровых детей? – с этим вопросом я обратилась к заведующей детским садом Ирине Ивановне Дорофеевой.
– Слабослышащие дети стараются все делать лучше. На занятиях изо они стремятся выполнять все то, что советует им преподаватель. Потом эти детки с трех лет уже читают, а здоровые в этом возрасте подобным умением еще не владеют. Вот слабослышащие дети и учат читать своих здоровых сверстников. В Бельгии, например, – продолжает Ирина Ивановна, – каждого больного ребенка с малых лет сопровождает наставник, в России такое невозможно. Но в этой группе здоровые дети помогают больным одеваться на прогулку, объясняют, если их сверстники что-то не поняли на занятии.
Дети, вышедшие из этого садика, поступают на первые и вторые отделения специализированных школ.
Есть у этого сада еще одна особенность. Дело в том, что все праздники здесь проходят по-особенному.
– После каждого утренника подходят родители и спрашивают: “Вы что, опять артистов приглашали?”, – рассказывает музыкальный работник Лариса Леонидовна Лосева, – а я им отвечаю: “Ну что ж вы, давно в садик ходите, а воспитателей своих не узнаете”. Просто на каждом утреннике они выступают в роли сказочных героев, надевают костюмы, преображаются.
С раннего возраста в этом саду приобщаются к народным традициям. Здесь даже есть “русский уголок”, где представлена разнообразная русская утварь: старинная деревянная посуда, прялка, печь. В саду отмечаются два исконно русских праздника – святки и проводы русской зимы. На них детей шутками, прибаутками и закличками зазывают “скоморохи и ряженые”, в которых на время празднований опять же перевоплощаются воспитатели. Ежегодно 31 декабря бывает новогодний “Карнавал”, эту традицию из Германии привезла заведующая детским садом, где проработала несколько лет воспитателем. К каждому празднику хореограф Оксана Викторовна Бучинская разучивает с детьми новые танцы, с которыми, кстати, те выступают по всей Москве. Те же, кто более одарен талантом художника, с удовольствием соревнуются в изобразительном мастерстве со своими сверстниками не только из России, но и из-за рубежа.
Одна из воспитательниц, Марина Александровна Бурочкина, после окончания Кореневских театральных курсов “открыла” здесь два детских театра: Театр кукол и Театр на ложках.
– Театр на ложках – это очень просто, – рассказывает Марина Александровна, – берете большую хохломскую ложку, приклеиваете к ней усы, глаза и бороду, сделанные из бумаги, – это “ложка-дед”, к ложке поменьше тоже приклеиваются бумажные глаза, нос и рот, а также надевается платок – это “ложка-бабка”, самая маленькая – мышка и так далее. Вот у вас и получились сказочные герои. Артисты в этом театре сами дети. Ребенок держит в руке ложку и произносит слова своего героя.
Кроме того, все воспитанники занимаются английским, физической культурой в специально оборудованном физкультурном зале и мастерят в кружке “Умелые руки”. В общем, все, и дети и воспитатели, живут здесь большой дружной семьей.
Пятилетняя Катя Кузнецова из пятой группы с удовольствием пропела мне две английские песенки и рассказала, что больше всего в детском саду она любит рисовать и петь на музыкальных занятиях.
Дети каждое утро идут в этот садик с радостью. И заслуга в этом всего коллектива, у которого есть одна-единственная цель – сделать будущее этих малышей счастливым.
Юлия САКЕДОВА
Комментарии