search
main
0

Белая ворона Среди негосударственных вузов – сплошь гуманитарные. Однако встречаются и технические

В Воронежской области 11 гражданских государственных вузов. А негосударственных вместе с филиалами столичных учебных заведений – платных независимо от формы собственности – 17. Недаром Воронеж называют городом студентов. Из этих семнадцати только два вуза технические, остальные по большей части имеют гуманитарно-экономико-правовую направленность.

Вот к “технарям”-то я и направилась: мало того что оба вуза как белые вороны на фоне “лириков”, но они к тому же одни из самых старейших в воронежском строю “негосударственников”. К примеру, Воронежскому институту высоких технологий (ВИВТ) уже десять лет. Что называется, выжили и окрепли.
– В структуре вуза три факультета, – рассказывает ректор Игорь Яковлевич Львович. – Дневной, заочный и факультет довузовской подготовки. Каждый ведет обучение по одному направлению (информатика и вычислительная техника) и по трем специальностям – информационные системы, социально-культурный сервис и туризм и управление персоналом. Я не стал разделять на факультеты по направлениям, а сконцентрировал по формам обучения. Почему? Чтобы обеспечить контроль и четче выстроить работу со студентами. Когда много деканов и много факультетов, происходит, во-первых, рост чиновников в институте, а во-вторых, сложнее управлять. В итоге у нас всего три декана, но у каждого из них свои заместитель и методисты по направлениям – техническому, гуманитарному, а на заочном – методист по дистанционному обучению. На факультете довузовской подготовки есть методист по внеучебной работе.
В институте высоких технологий одна из сильнейших в городе студенческих команд КВН, своя театральная студия, танцевальный кружок, есть кружки по специальностям – дизайн одежды, автомобиля, квартиры (это все большей частью для гуманитариев). Есть кружки, связанные непосредственно с технической специальностью и с наукой: электротехника, защита информации. Юрий Петрович Преображенский – проректор по информационным технологиям – рассказал, что в вузе работают научные общества учащихся и студентов. Существует также совет молодых ученых, который занимается различными научно-исследовательскими проектами, а когда есть заказы, то и практическими разработками. Вообще в ВИВТ самым “пожилым” преподавателям лет сорок. Самому ректору тридцать, он доктор технических наук, профессор. Спрашиваю Львовича, почему же все-таки в числе негосударственных вузов так мало технических?
– С моей точки зрения, обучение техническим специальностям значительно дороже, чем обучение гуманитариев. Что нужно для гуманитарного обучения? Хорошие книги, хороший педагог, аудитория и доска. Для технических – хорошие книги, хороший педагог, аудитория с доской и весь лабораторный практикум с соответствующей техникой. Соответственно растет стоимость обучения. Но если нам поднять цену, люди будут уходить в гуманитарные вузы. Поэтому нужно оставлять примерно ту же стоимость, что и в гуманитарных, а тратить намного больше. Такая перспектива для негосударственных вузов, конечно, невыгодна.
В подобной ситуации без хороших учредителей не обойтись. ВИВТ создавали при участии технического университета (тогда политехнический институт), медицинской академии, областного диагностического центра, механического завода (одного из крупнейших предприятий области). Ректором-основателем был Яков Львович – отец Игоря, тоже доктор наук, тогда проректор политеха. Идею создания негосударственного вуза при большом государственном поддержал и ректор политехнического института Вадим Николаевич Фролов.
Тогда, в 92-м году, негосударственный вуз для политеха был новым, интересным делом и своего рода экспериментальной площадкой, где можно было, выдерживая стандарты, вводить оригинальные специальности, создавать более гибкий учебный план. А если вспомнить, как в те времена финансировались бюджетные вузы, то “негосударственник” мог просто зарабатывать дополнительные средства – и для себя, и для вуза-учредителя.
– В той ситуации все казалось ново и интересно. Когда мы в первый раз приехали в министерство, они там еще сами не понимали, как работать с негосударственными вузами. Мы говорим: открываем специальность, как назвать? А нам отвечают: назовите, как хотите! И только потом, уже где-то через год, стали отвечать по-другому: вот классификатор специальностей, выберете тот номер и специальность, над которой будете работать!
Сегодня ВИВТ выдает дипломы государственного образца по направлению информатика и вычислительная техника и по специальности информационные системы. На следующий год вуз планирует пройти аттестацию и аккредитацию по специальностям Управление персоналом и социально-культурный сервис и туризм.
На следующий учебный год стоимость обучения в ВИВТ составит ориентировочно 14400 рублей. Это по всем специальностям. Скорее всего, в договорах будет указано, что вуз оставляет за собой право индексировать эту сумму – цены растут повсеместно. Много это или мало? В техническом университете цена обучения ненамного больше, в других вузах – от 12 до 20 тысяч рублей.
– Вуз у нас маленький, – говорит Львович. – В лицензии заявлено 700 человек, и мы готовы брать их из года в год и учить. Нам больше и не надо, потому что у нас нет задачи стать такими, как классический университет. Мы стараемся построить программу по индивидуальному обучению, ввести оригинальные курсы. Делаем немногочисленные учебные группы, отсюда качество образования. Государственные вузы считают, что негосударственные составляют им конкуренцию. А с моей точки зрения – нет. Потому что мы забираем тот контингент, который уже ориентирован на нас. Мы чуть активнее ведем профориентационную работу. Мы меньше и мобильнее.
Профориентационная работа – это задача факультета довузовской подготовки, который много и интересно занимается со старшеклассниками. Вообще в институте более ста компьютеров, но большая их часть стоит в школах. Таких “подшефных” десять – пять в Воронеже, остальные в районах области. Кстати, основное свое помещение ВИВТ тоже арендует у 8-й воронежской школы – отремонтировали и переоборудовали крыло здания, в котором раньше находились мастерские.
– Мы в каждую школу поставили свой компьютерный класс и сделали его профильным. Факультативно даем математику, физику, компьютерные дисциплины, по гуманитарным – углубленно иностранный и историю. Еще проводим школьные олимпиады. Приз за первые места по всем предметам (история, математика, физика, информатика) – год бесплатного обучения в нашем вузе. А вторые и третьи места – скидки за обучение. В последний прием около 50 человек пришло к нам, имея по результатам олимпиад скидки в оплате, а шесть человек – бесплатный год обучения. Ребята сэкономили себе и родителям по 10 тысяч рублей.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте