Лизу считали ненормальной не только сверстники, но и многие педагоги. Когда после начальной школы она оказалась в моем классе, коллеги мне искренне сочувствовали: мол, с этой девочкой хватит хлопот.
Рассеянный взгляд, мечтательная улыбка… Такое ощущение, что мыслями Лиза где-то далеко-далеко. Однако спросишь ее в любое время – сразу же ответит на вопрос. И предложения придумывает интересные.
Когда кого-то приглашаю на классный час, Лиза засыпает вопросами: ее любознательность беспредельна. Но одноклассники часто покрикивают на нее: «Хватит тебе уже! Помолчи!»
Но вот однажды, проверяя дома тетради, я обнаружила в Лизиной письмо, которое растрогало меня: спрашивала, почему у меня сегодня были грустные глаза, предлагала помощь.
На следующий день я попросила Лизу остаться после уроков, и надо было видеть, с какой радостью она согласилась!
И вот мы одни в кабинете. Я благодарю девочку за внимание и прошу рассказать о себе, о мире своих увлечений, любимых уроках. Оказывается, она много читает, любит животных, природу. И я почувствовала: мир ее души очень богат, и ей хочется поделиться всем, что ее переполняет, с другими, но слушать ее никто не хочет.
Когда побывала у Лизы дома, поняла, что и дома девочку не понимают. А она любит всех: родителей, сестру, кошку, собаку, соседей и даже одноклассников, которые откровенно смеются над ней…
Мы подружились. И эта дружба так обогатила меня, взрослого человека! Я многое поняла в себе и в этой девочке, которая для всех была «белой вороной».
С каждым днем Лиза училась все лучше и лучше, в подшефный класс ходила с особым удовольствием: малыши с восторгом слушали ее рассказы, ждали ее прихода, и я не могла нарадоваться.
Но однажды меня неожиданно пригласили в детскую комнату милиции, и инспектор по делам несовершеннолетних – строгая дама с лейтенантскими погонами – сообщила, что Лиза – воровка, ее надо поставить на учет, а родителей оштрафовать.
Я стала умолять ее дать мне возможность самой разобраться во всем, ведь Лиза хорошая ученица.
Но брови инспектора-лейтенанта еще сильнее нахмурились.
– За кого просите-то? Сами же потом прибежите за помощью!
– Если у меня ничего не получится, приду к вам с извинениями, а пока не делайте ничего.
Инспектор метнула в меня иронический взгляд, но просьбу мою удовлетворила. А когда мы с Лизой остались наедине, она рассказала мне, что соседский мальчишка дал ей свой велосипед (покататься). А когда она покаталась, другой мальчишка попросил у нее этот велосипед. «Понимаете, – объясняла она мне, – мне же дали прокатиться, а почему я должна отказать?» За свою щедрость Лиза поплатилась. Тот озорник велосипед угнал куда-то и не вернул хозяевам. Они обратились в детскую комнату милиции… Да, бывают ошибки от скупости души, а у Лизы – от щедрости.
Уверена, худший из пороков – неблагодарность. Так вот, у Лизы чувство благодарности было просто потрясающим. За малейшее проявление внимания к ней она платила такой искренней, такой щедрой любовью! А уж за доверие, оказанное ей, как в случае с велосипедом, она готова была всех одарить. Так инцидент разрешился благополучно. Извиняться мне не пришлось.
В старших классах Лиза была одной из лучших учениц. Школу окончила с хорошими и отличными оценками.
А потом в моей квартире раздался телефонный звонок:
– Поздравьте меня – я защитила на «отлично» диплом и родила сына…
Вот тебе и «белая ворона»!
Знаю, Лиза по-прежнему с радостной готовностью спешит на помощь к тем, кто в этой помощи нуждается, а свои проблемы старается решать сама.
Я не раз встречалась с ее коллегами, и все они отзываются о моей бывшей ученице с уважением и теплотой. А я счастлива, что в моей учительской судьбе была такая ученица.
Барнаул
Комментарии