search
main
0

Беларусь обетованная. Все больше россиян выбирают для учебы вузы республики

– Я свою дочку хочу отправить учиться в белорусский вуз – здесь образование качественное и недорогое, – заявила одна из моих знакомых журналисток.

И она не одинока – в последние годы все больше россиян едут учиться к нашим партнерам по Союзному государству. Почему они это делают и в чем особенности белорусской системы образования, мы разбирались во время специального пресс-тура, организованного посткомом Союзного государства, Национальным пресс-центром Республики Беларусь и посольством РБ в РФ.Для начала поясним, что для россиян и белорусов благодаря соглашениям на высшем уровне созданы равные условия для поступления в вузы обеих стран. То есть российская молодежь может учиться в белорусских институтах бесплатно, если успешно сдаст централизованное тестирование (ЦТ). А белорусы, поступающие в России, должны сдать ЕГЭ. О том, чем отличаются эти две формы экзаменов, наши педагоги и выпускники знают слабо, поэтому объясним.Во-первых, в Беларуси ЦТ используется только как форма вступительных испытаний в вузы и ссузы (для оценки знаний выпускников школ используются экзамены в традиционной, знакомой нам форме). Баллы на ЦТ – от 0 до 100 – не сравниваются с конкретной оценкой, а формируют рейтинг поступающих. Сдать ЦТ нужно по 3 предметам. Второе: в тестах ЦТ, разрабатываемых РИКЗ, нет части С, а значит, ручной обработки результатов. Таким образом, исключена возможность вмешательства в объективные результаты экзамена. Третье: в Беларуси существует полный государственный контроль за проведением ЦТ. Если в России за проведение ЕГЭ отвечают три разные структуры (что у них, как мы видим, получается не очень хорошо), то в РБ – одна – Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). За его деятельностью следят Министерство образования и Государственная комиссия, которую возглавляет один из высших чиновников. Что особенно важно, тестовые задания (а потом результаты тестирования) доставляются Государственной фельдъегерской службой, причем одновременно во все населенные пункты (в этом небольшая территория страны, конечно, помогает организаторам). В результате полное отсутствие утечек информации.Так куда могут поступить выпускники наших стран в Беларуси? Для объективности картины нам дали возможность посетить Белорусский государственный университет (БГУ) и филиал Российского государственного социального университета в Минске (РГСУ).БГУ – один из ведущих вузов Беларуси. Абитуриентам тут предлагают обучение более чем по 60 специальностям. Проходной балл высок. О том, что вуз престижен, говорят и новые цифры приема: среди поступивших в этом году 123 победителя международных и республиканских олимпиад. Интересно, что рекордное число – 1276 абитуриентов, или 61,6% тех, кто поступил, – принято на естественно-научные специальности, включая информационные технологии, био- и нанотехнологии. Доля платников, по словам ректора БГУ академика Сергея Абламейко, каждый год растет (для сравнения с российскими ценами: год обучения в вузе стоит 1300 долларов для белорусов и 3300 долларов для иностранцев).В университете учится немало иностранцев: по данным за прошлый год, более 2300 человек, из которых на первом месте стоят студенты из Китая (как мы потом лично убедились из посещения общежития, их действительно много), на втором – граждане Туркменистана и лишь на третьем – россияне. Конечно, в БГУ хотели бы видеть больше россиян, тем более что тут сотрудничают с 24 нашими вузами. С МГУ особые отношения. Академики Садовничий и Аблейко руководили научными группами, разработавшими известный суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД».Филиал РГСУ в Минске – это другая история. Это единственный вуз, существующий на средства бюджета Союзного государства (хотя он получает оттуда лишь 40%, 60% зарабатывает сам). Действует он уже 15 лет и выстоял благодаря упорству и самоотверженности руководства – ректору-основателю вуза Василию Жукову и нынешнему директору филиала Сергею Полетаеву приходилось задействовать связи на высшем уровне, обивать пороги различных ведомств, чтобы преодолеть существующие пробелы в законодательстве Союзного государства. И ведь доказали, что их миссия – подготовка социальных работников – может пройти испытание и рыночным временем.Сейчас филиал в Минске один из лучших. Его организаторы перестроили разрушенный садик в прекрасно оснащенное здание, увеличив его площадь вчетверо. Что касается специфики минского филиала, то тут введены дисциплины, необходимые выпускникам, собирающимся трудиться на территории Беларуси: история страны, основы идеологии белорусского государства, актуальные проблемы Союзного государства. Последних хватает.- К сожалению, как только заходит речь о деньгах и материальной базе для совместных образовательных и научных проектов, разговоры о дружбе заканчиваются, – констатирует Полетаев.И это, пожалуй, главное наблюдение, которое мы получили в ходе поездки по вузам и научным институтам Беларуси (мы посетили Национальную академию наук Беларуси, Институт тепло- и массообмена им. А.В.Лыкова, Институт физики им. Б.И.Степанова). Везде мы увидели искреннее желание белорусской стороны сотрудничать с российскими коллегами, тем более что эти отношения взаимовыгодны, а вот с нашей стороны такого отношения, к сожалению, не наблюдается. Может быть, дело в том, что идея Союзного государства в России так и не вошла в массовое сознание? Большинство наших школьников, я уверена, даже не знают о существовании Союзного государства. А вот в Беларуси это прописано в программах, учебниках, а также в пособиях, которые ребята получают в первом классе и по достижении 14 лет. Очевидно, нам стоит прислушаться к опыту белорусских коллег.Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте