В нашей стране на федеральном уровне и в субъектах РФ сформирована система государственного управления охраной труда, а также нормативно-правовая база по обеспечению безопасных условий труда. Отраслевые нормативные требования в системе образования, направленные на обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса, – это не только правила и типовые инструкции по охране труда для структурных подразделений образовательных учреждений, относящихся к повышенной опасности, но и должностные обязанности по охране труда различных категорий работников образования, порядок их обучения и аттестации по знанию требований охраны труда и т.д. Как видите, правовая база есть, и солидная. Но так ли безопасно работать и учиться в российской системе образования? Увы, ежегодно при выполнении трудовых обязанностей получают травмы около 4 тысяч человек, при этом от 80 до 100 человек погибают. Получают ранения различной тяжести около 13 тысяч обучающихся, для сотни из них несчастный случай оказывается смертельным или приводит к инвалидности. Вдумайтесь: в образовательных учреждениях, где обучают в том числе навыкам безопасного поведения, по-прежнему гибнут люди!
Нас спасет система
В образовательных учреждениях происходит немало опасных и вредных технологических процессов.
На уроках учителя и школьники нередко имеют дело с химическими веществами, электромагнитным излучением, привлекаются к работе на оборудовании и с инструментами, которые опасно эксплуатировать. Часто при этом отсутствуют вентиляция, нормальное освещение, специальная одежда и обувь, другие средства коллективной и индивидуальной защиты, аптечки первой помощи пострадавшим и т.д. Взрослых и детей не учат безопасным приемам труда.
За последние два года ситуация начала выправляться, но в структуре причин несчастных случаев не произошло никаких изменений. Они все те же: неудовлетворительная организация работ, нарушение технологических процессов, правил и инструкций по охране труда, правил дорожного движения, трудовой и производственной дисциплины.
Основная же причина почти фронтовой ситуации в российских школах, детских садах и вузах – безответственное отношение многих руководителей органов управления и учреждений образования к своим обязанностям по охране труда, их желание сэкономить на здоровье работников.
Невнимание к этим проблемам в последнее десятилетие привело к деградации системы, обеспечивающей безопасность труда работников образования и науки. Сократилась численность служб охраны труда в органах и учреждениях образования, количество технических инспекторов труда в территориальных комитетах профсоюза. Нет административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, перестали проводиться смотры-конкурсы по данной тематике. Органы управления образованием перестали рассматривать на коллегиях состояние охраны труда, анализировать причины травматизма, заниматься профилактикой несчастных случаев.
Все еще жива порочная практика возложения обязанностей по охране труда на одного из работников педколлектива. А ведь по документам такой человек должен выполнять 24 функции. На учреждения образования распространяется действие более двухсот нормативных правовых актов по охране труда. Понятно, что доверять организацию этой работы в каждом учреждении необходимо профессионалам.
Оперативно решать проблемы охраны труда мешает и постоянный спор между органами управления, учреждениями образования и профсоюзом. Начальники управлений и директора школ кивают на профсоюзных лидеров, а те в свою очередь считают, что безопасность учебно-воспитательного процесса – забота администрации. И тем и другим полезно открыть Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другие законодательные акты по этой проблеме. Работодатели и их представители обязаны обеспечить право работника на защиту от воздействия на его здоровье опасных и вредных факторов производственной среды или гарантировать ему право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья, а профкомы, райкомы, горкомы и теркомы профсоюза – защищать права работника там, где они нарушаются. Свои функции по охране труда обязана выполнять каждая сторона.
Практически в каждом образовательном учреждении нарушаются права работников на здоровые и безопасные условия труда. Тогда почему профкомы, райкомы и теркомы профсоюза не бьют в набат, чтобы предупредить трагедию, не обращаются в органы прокуратуры и Рострудинспекции? Отсутствие постоянного ведомственного и профсоюзного контроля – одна из основных причин нарушений требований охраны труда в образовательных учреждениях, нередко приводящих к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
Чтобы изменить создавшееся положение с охраной труда в отрасли, необходима целая система мер. Вот самые необходимые шаги, которые должен сделать профсоюз для того, чтобы учителя работали, а дети обучались в безопасных условиях.
Шаг первый:
да здравствует
технический
инспектор труда!
Кадровый вопрос медленно, но решается. В Министерстве образования РФ по инициативе ЦК профсоюза восстановлен отдел охраны труда (сейчас он входит в состав Федерального агентства по образованию). Кстати, обсуждается возможность восстановления такого отдела и в ЦК профсоюза. Немало специалистов по охране труда появилось в региональных и муниципальных органах управления образованием, вузах, техникумах, колледжах. Например, департамент образования Кемеровской области ввел в каждой средней школе должность заместителя директора по охране труда и чрезвычайным ситуациям, и за один год уровень травматизма снизился почти в два раза.
Постановлением Президиума ЦК профсоюза территориальным организациям предложено ввести в штаты аппаратов должности технических инспекторов труда. Сегодня они работают в 45 территориальных комитетах .
Ежегодно проводятся семинары-совещания технических инспекторов, на которых рассматривается опыт работы территориальных организаций в сфере охраны труда. В 2002 году такой семинар прошел в Тамбове, в 2003 году – в Омске и в 2004-м – в Москве.
Практика показывает, что самый эффективный метод защиты жизни и здоровья работников – постоянный профсоюзный контроль. За последние два года силами технических инспекторов труда в регионах проведено 2577 обследований образовательных учреждений на соответствие требованиям правил и инструкций по безопасному проведению учебно-воспитательного процесса. Работодателям и должностным лицам выдано 1964 представления на устранение 12560 нарушений требований по охране труда. Предъявлено 1720 требований о приостановке работ и оборудования, направлено 1025 требований о привлечении к ответственности должностных лиц. Наиболее активно технические инспектора труда работали в Вологодской, Волгоградской, Московской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской и Читинской областных, Краснодарской, Хабаровской и Приморской краевых, Башкирской, Дагестанской, Татарской и Марийской республиканских организациях профсоюза.
А вот в аппаратах территориальных организаций профсоюза в Алтайском крае, Архангельской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тверской и Тюменской областях, Удмуртии и Чувашии должности технических инспекторов просто отсутствуют. Как говорится, нет человека – нет проблемы.
Однако во многих территориальных организациях первички и рядовые члены профсоюза остаются один на один с администрацией, которая не выполняет нормативные требования по охране труда даже при наличии в регионе технического инспектора. Чтобы этого не происходило, инспектор должен посещать крупные и средние первичные организации хотя бы один раз за отчетный период, а небольшие – по необходимости. Многолетняя практика показывает, что технический инспектор труда может обследовать в год от 100 до 150 образовательных учреждений в зависимости от их удаленности друг от друга. Следовательно, за пять лет он в состоянии помочь примерно пятистам учебным заведениям.
Но как быть, если профкомов в территориальной организации профсоюза значительно больше? Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае и Московской области на одного работающего технического инспектора труда приходится около трех тысяч первичек, а в Москве, Свердловской, Ростовской, Пермской, Саратовской и Кемеровской областях, Республике Дагестан – более двух тысяч.
Выход один: в крупных территориальных организациях профсоюза с численностью более 100 тысяч человек необходимо вводить вторую должность техинспектора труда, а там, где «подопечных» более 200 тысяч, – третью. В Москве таких специалистов целесообразно иметь в окружных комитетах профсоюза. Ссылки на отсутствие средств неубедительны, ведь даже руководители небольших территориальных профсоюзных организаций, где насчитывается всего 40 тысяч членов профсоюза, сумели ввести такую должность.
Вот, например, откуда взяли деньги в Иркутской областной организации профсоюза. Сотрудники аппарата подсчитали, сколько необходимо средств на содержание техинспектора труда, и предложили увеличить отчисления в обком профсоюза всего на 1%, чтобы покрыть эти расходы. Провели соответствующую работу среди крупных первичных организаций, председателей рай- и горкомов профсоюза. В результате пленум обкома принял положительное решение.
Шаг второй:
внештатная находка для города
Районные и городские организации профсоюза не имеют возможности содержать специалистов по охране труда, чтобы квалифицированно управлять деятельностью уполномоченных в образовательных учреждениях. Чтобы задействовать это звено профсоюзной вертикали, решением президиумов многих территориальных организаций утверждены внештатные технические инспекторы труда, по одному на каждый район и город. ЦК профсоюза в своих рекомендациях советует избирать их заместителями председателей районных и городских организаций профсоюза по охране труда на общественных началах.
Внештатные инспекторы работают в соответствии с положением «О внештатном техинспекторе труда», утвержденным президиумом ЦК профсоюза, ведут учет избрания уполномоченных лиц по охране труда в каждой профорганизации, создания комитетов (комиссий) по охране труда, а также контролируют выполнение мероприятий, предусмотренных колдоговорами и соглашениями по охране труда, в каждом образовательном учреждении.
Сегодня насчитывается 1428 внештатных технических инспекторов (старших уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда). Самые усердные работники – в Брянском, Волгоградском, Воронежском, Иркутском, Кировском, Московском, Саратовском, Смоленском областных, Краснодарском, Хабаровском, Приморском краевых, Карачаево-Черкесском республиканском комитетах профсоюза.
Шаг третий:
уполномоченный – эффект налицо
В Профсоюзе работников народного образования и науки около 97 тысяч первичных организаций. По данным отчетов территориальных комитетов, уполномоченные по охране труда работают более чем в 62 тысячах первичек. Они имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда, вносить обязательные для рассмотрения работодателями предложения об устранении выявленных нарушений и сообщать профсоюзному органу о принятых мерах. Контроль, который осуществляют уполномоченные, непрерывен, и поэтому его эффективность может быть высока.
Только в 2004 году уполномоченные по охране труда провели более 71 тыс. обследований и выдали представления на устранение более 199 тыс. нарушений требований охраны труда.
Президиум ЦК профсоюза утвердил типовое Положение о смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный по охране труда профкома образовательного учреждения системы Минобрнауки России». Многие территориальные комитеты успешно проводят такие смотры-конкурсы либо совместно с органами образования, как в Вологодской области, либо самостоятельно, как, например, в Краснодарском крае. В мае 2005 года президиум ЦК принял решение о ежегодном проведении общероссийского смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации» и поручил технической инспекции труда подготовить соответствующие материалы.
ЦК профсоюза разработал систему управления многотысячной армией уполномоченных по охране труда профкомов. В соответствии со структурой профсоюза управление осуществляют техническая инспекция труда ЦК, техническая инспекция труда территориальной организации профсоюза в субъекте РФ, внештатный технический инспектор труда рай(гор)комитета на муниципальном уровне и профком образовательного учреждения. У теркомов профсоюза есть два года, чтобы «запустить» эту систему. Она должна способствовать снижению травматизма и других несчастных случаев в образовательных учреждениях, повышению уровня комфортности и безопасности условий труда.
Шаг четвертый:
хочу все знать
ЦК профсоюза подготовил справочно-методическое пособие «Защита профкомом образовательного учреждения прав членов профсоюза на охрану труда», в котором впервые представлен механизм реализации профкомом своих функций по защите прав работников на охрану труда применительно к образовательным учреждениям. Перед территориальными, городскими, районными и вузовскими организациями стояла задача обеспечить этим пособием все первички.
Однако в настоящее время справочно-методическим пособием пользуются лишь 47% первичных профорганизаций. Ряд руководителей теркомов профсоюза приобрели книгу только для районных, городских и вузовских организаций, а отдельные не удосужились купить ни одного экземпляра (см. таблицу).
Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться не формально ради получения лицензии на образовательную деятельность, а для объективной оценки состояния условий и охраны труда работающих и обучающихся в образовательных учреждениях. Учителя и ученики должны знать, какие вредные и опасные факторы действуют на их здоровье, к каким последствиям могут привести и как уменьшить, а если возможно, исключить их вредное воздействие. Для представителей профсоюза в аттестационных комиссиях, членов профкомов и профсоюзного актива подготовлены рекомендации «Защита прав работников при аттестации рабочих мест по условиям труда», в которых изложен порядок организации, проведения аттестации и составления необходимой документации с приложением форм протоколов оценки условий труда в образовательных учреждениях.
Чтобы помочь руководителям образовательных учреждений организовать безопасный учебно-воспитательный процесс, ЦК профсоюза подготовил материал, необходимый для внедрения системы управления охраной труда в школе и опубликовал его в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 3 за 2005 год.
С июля 2004 года запущена новая усовершенствованная версия сайта ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ. В разделе «Социально-трудовые права работников» есть страничка «Защитим права работников на охрану труда и здоровья», на которой размещаются материалы по охране труда. Страничка постоянно обновляется по мере появления новых нормативных документов. Адрес сайта: www.ed-union.ru.
Шаг пятый:
нам нужен союзник
Профсоюзная структура в отрасли совпадает со структурой управления образованием. Это позволяет применять различные формы сотрудничества профсоюза и органов управления образованием по решению проблем охраны труда. Идеология социального партнерства для профсоюзных органов проста – сотрудничать по возможности, бороться по необходимости.
В соответствии со ст.40 Трудового кодекса РФ каждые три года в любом образовательном учреждении по инициативе работодателя или профкома заключается коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Важнейший его раздел – «Улучшение условий и охраны труда», в котором сформулированы обязанности и работодателя, и профсоюза. Примерный перечень мероприятий по охране труда коллективного договора приведен в справочно-методическом пособии «Защита профкомом образовательного учреждения прав членов профсоюза на охрану труда».
При подготовке коллективного договора профкомы должны добиваться включения в данный раздел требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению прав работников на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Аналогичную работу профком должен проводить при ежегодном составлении соглашения по охране труда, которое является необходимым приложением к коллективному договору. В соглашении записаны обязательные для выполнения мероприятия по охране труда с указанием сроков и ответственных за их выполнение, источников финансирования. Мероприятия формируются по всем пяти разделам соглашения: организационные, технические, лечебно-профилактические и санитарно-бытовые, а также по обеспечению средствами индивидуальной защиты и пожарной безопасности. Ремонт образовательных учреждений, в том числе планово-предупредительный и капитальный, к мероприятиям соглашения не относится.
Отраслевое соглашение на 2004-2006 годы, заключенное профсоюзом и Министерством образования и науки РФ, содержит самостоятельный раздел «Охрана труда», состоящий из тридцати пунктов. По инициативе профсоюза разрабатывается план мероприятий по реализации отраслевого соглашения на конкретный год. Два раза в год специальная комиссия из представителей обеих сторон подводит итоги его выполнения. Такая система контроля за реализацией отраслевого соглашения себя оправдывает. В настоящее время ЦК профсоюза совместно с Минобрнауки России разрабатывает проект нового соглашения на 2006-2008 годы.
Передовой опыт работы по охране труда необходимо распространять. Недавно состоялось выездное заседание президиума ЦК профсоюза в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). На заседание были приглашены председатели территориальных организаций профсоюза, представители Минобрнауки РФ, Управления Госпожнадзора МЧС России, Рострудинспекции и другие специалисты. Участники заседания и приглашенные познакомились с системой работы по охране труда образовательных учреждений: от детского сада до высших учебных заведений. Практика работы рескома профсоюза с Министерством образования республики, а также с республиканскими органами санитарного и пожарного надзоров, Рострудинспекцией и технической инспекции труда Марийского совета профсоюзов была одобрена.
Значительное внимание уделяется выполнению отраслевой программы «Безопасность образовательного учреждения». Для ее реализации Минобрнауки России обратилось к руководителям регионов с письмом, которое рекомендует им создать свои аналогичные программы и на основе софинансирования способствовать их выполнению.
В дальнейшем необходимо внедрять новые, более современные формы обеспечения безопасности учебного процесса. Решение проблем охраны труда в системе образования субъекта РФ должно носить программный характер. Вот как поступили социальные партнеры в Белгородской области. Органы управления образованием и комитеты профсоюза внимательно проанализировали состояние охраны труда и пожарной безопасности. Они посчитали, сколько средств для обеспечения пожарной безопасности, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, приобретения необходимой спецодежды и других средств индивидуальной защиты требуется каждому типу образовательного учреждения. Подготовили соответствующую программу поэтапного обеспечения ими учреждений образования, рассчитанную на пять лет. А теперь добиваются ежегодного внесения этой суммы отдельной строкой в расходную часть бюджета области.
На мой взгляд, в каждом субъекте РФ необходимо создать сервисные центры охраны труда и здоровья школьников при органах образования, которые могли бы по договору поставлять в школы сертифицированные средства пожарной безопасности, осуществлять проверку контуров заземления (зануления), проводить инструментальные замеры параметров воздушной среды, очистку, смену люминесцентных ламп и их демеркуризацию.
При сервисных центрах желательно иметь специально оборудованные передвижные лаборатории, которые могли бы выезжать в отдаленные образовательные учреждения. Профсоюзные органы должны поддержать идею сервисного обслуживания. Ведь именно так во многих цивилизованных странах решаются проблемы охраны труда и пожарной безопасности.
Сергей КУЛЕШОВ, главный технический инспектор труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Сведения об обеспеченности первичек книгой «Защита профкомом образовательного
территориальная количество % обеспеченности
организация (экз.) первичек
Адыгейская республиканская 0 0,0
Алтайская краевая 100 5,6
Алтайская республиканская 0 0,0
Амурская областная 350 53,0
Архангельская областная 300 32,8
Астраханская областная 700 100,0
Башкирская республиканская 500 13,9
Белгородская областная 600 52,6
Брянская областная 1200 100,0
Бурятская республиканская 700 67,7
Владимирская областная 750 67,6
Волгоградская областная 850 50,9
Вологодская областная 1050 100,0
Воронежская областная 500 32,3
Дагестанская республиканская 2000 100,0
Еврейская областная 0 0,0
Ивановская областная 0 0,0
Ингушская республиканская 0 0,0
Иркутская областная 560 30,0
Кабардино-Балкарская респ. 20 4,5
Калининградская областная 0 0,0
Калмыцкая республиканская 300 93,2
Калужская областная 800 100,0
Камчатская областная 150 100,0
Карачаево-Черкесская респ. 0 0,0
Карельская республиканская 400 89,5
Кемеровская областная 2070 94,8
Кировская областная 50 4,0
Коми республиканская 50 7,7
Костромская областная 30 4,6
Краснодарская краевая 2178 71,5
Красноярская краевая 1800 100,0
Курганская областная 100 11,2
Курская областная 100 10,3
Ленинградская терр. 2020 70,9
Липецкая областная 550 63,9
Магаданская областная 100 100,0
Марийская республиканская 150 26,0
Мордовская республиканская 350 43,3
Московская городская 3000 78,7
Московская областная 1500 45,5
Мурманская областная 0 0,0
Нижегородская областная 1000 42,5
Новгородская областная 0 0,0
Новосибирская областная 1800 100,0
Омская областная 50 2,9
Оренбургская областная 100 5,2
Орловская областная 100 12,3
Пензенская областная 500 49,0
Пермская областная 100 4,5
Приморская краевая 250 20,4
Псковская областная 50 9,1
Ростовская областная 2266 86,9
Рязанская областная 800 91,2
Самарская областная 200 13,4
Саратовская областная 500 23,2
Сахалинская областная 0 0,0
Свердловская областная 2400 85,3
Северо- Осетинская респ. 530 100,0
Смоленская областная 600 64,7
Ставропольская краевая 1700 100,0
Тамбовская областная 500 45,4
Татарская республиканская 100 3,4
Тверская областная 100 8,7
Томская областная 450 64,7
Тульская областная 500 43,0
Тывинская республиканская 150 37,2
Тюменская областная 500 25,9
Удмуртская республиканская 0 0,0
Ульяновская областная 860 100,0
Хабаровская краевая 300 36,0
Хакасская республиканская 50 13,0
Челябинская областная 100 4,3
Чеченская республиканская 0 0,0
Читинская областная 1000 100,0
Чувашская республиканская 700 85,5
Якутская республиканская 400 27,2
Ярославская областная 530 67,0
Примечание: Готовится третье издание книги «Защита профкомом образовательного учреждения прав членов профсоюза на охрану труда». По вопросу ее приобретения рекомендуем заявки направлять в республиканские, краевые и областные организации профсоюза, а последние дают свободные заявки в ЦК профсоюза. Справки по тел.: (095) 938-75-78.
Комментарии