search
main
0

Бегут!.. В ближайшие пять лет каждый третий британский педагог планирует уйти из школы

Английские учителя, многократно грозившие родному правительству на протяжении четырех последних лет забастовкой в связи с неудовлетворительными условиями труда и заработной платой, по всей видимости, решили бастовать иным и куда более ультимативным образом, покидая свои рабочие места не на время акции протеста, а навсегда.
Только что обнародованные результаты исследования, проведенного совместными усилиями Генерального совета учителей, крупнейшей социологической службой МОРИ и солидной британской газетой “Гардиан”, привели в шок многих наблюдателей, ибо нынешнее плачевное положение дел с кадрами в местных школах в перспективе обещает стать еще плачевнее. Самое широкомасштабное из всех проводившихся доселе социологических исследований, в ходе которого были опрошены более 70 тысяч педагогов, показало, что к 2008 году школу намерены покинуть 150 тысяч учителей. Иначе, нежели массовым исходом педагогов из школ, обозначить предстоящую потерю кадрового состава было бы затруднительно.
Правда, часть учителей покинут школу по объективным причинам, в силу выхода на пенсию, однако в целом намечающаяся гигантская дыра в штатном расписании не сулит английской школе особо впечатляющего будущего. Уже сегодня в образовательных учреждениях Англии более пяти тысяч вакансий. Их пытаются заполнить буквально авральными методами, привлекая тех, кто намерен трудиться лишь неполный рабочий день, а также учителей из других стран, чего доселе в школах Англии не случалось. Понятно, что при такой кадровой чехарде страдает прежде всего качество образования, академические показатели, проще говоря, страдают учащиеся. Критики утверждают, что школьная реформа, затеянная правительством Тони Блэра, полностью провалилась. Ведь одна из главных причин ухода из учительской профессии – перегруженность педагогов. А эту перегруженность во многом-де определяют именно непрерывно спускаемые в школу новые разработки и циркуляры, которые необходимо изучать, осваивать и внедрять.
Перегрузки на рабочих местах были названы опрошенными в ходе исследования учителями причиной номер один планируемого ими увольнения. Вторая причина – как никогда ранее, разболтанное, неуправляемое поведение учащихся, на обуздание которого у педагогов не хватает ни полномочий, ни сил, ни, если честно признаться, желания. А такое честное признание, свидетельствующее о том, что энтузиазма и преданности по отношению к профессии значительно поубавилось по сравнению с периодом начала педагогической карьеры, сделали 56 процентов опрошенных. И далеко не последнюю роль, судя по итогам исследования, играет в снижении морального стимула стимул материальный: большинство учителей отметили, что при астрономических ценах на недвижимость нынешнего рынка они не могут на свои школьные заработки обзавестись жильем. Голый же энтузиазм, увы, не заменит крыши над головой.
Особо решительно в отношении расставания с учительской профессией настроены молодые педагоги. Они планируют переучиваться и искать счастья и заработка в ином бизнесе. На старые кадры правительству также вряд ли возможно положиться: английское учительство стареет – большинству учителей более 45 лет, а стало быть, даже самые преданные и надежные в недалеком будущем уйдут на заслуженный отдых.
Как быть? Вопрос этот остается покуда болезненно острым, открытым и требующим скорейшего ответа. Глава Генерального совета учителей Кэрол Адамс намерена обратиться с призывом к правительству разработать специальную стратегию “удержания” учителей в школе. Предлагается, чтобы был разработан план конкретной профессиональной поддержки каждого учителя, что называется, в индивидуальном порядке. Однако вопрос о том, станет ли подобный план действенным и эффективным или же превратится в очередной циркуляр и указиловку, добавив школе дополнительную стопку бюрократических документов, покуда также остается открытым.

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте