Методистом я работаю пятнадцать лет. Хорошо знаю всех учителей в районе. Часто бываю в школах, на уроках, вижу, кто чем дышит. Проблем сегодня у сельских педагогов немало. Перечислять их – бумаги не хватит. Я же хочу высказаться по одной, о которой редко кто сегодня говорит.
Проводили мы в конце учебного года семинар для учителей русского языка и литературы. Собрали всех в хорошей школе, чтоб на уроки посмотрели, опыта позаимствовали. Пригласили руководителей методобъединений из других районов области. Словом, рассчитывали на целый день работы до самого вечера. Но уже после первого перерыва недосчитались мы некоторых учителей. Потом к вечеру пошли чередой отпрашиваться. Нет, не потому, что не интересно или не нужно. Просто спешат наши дорогие женщины домой к своим буренушкам. У кого-то корова отелилась, надо теленочка поить, у кого-то поросятки маленькие без присмотра.
Что тут скажешь? Можно понять бедных учителок. Нужда заставляет заводить свое хозяйство. Но оно становится обузой для педагога. Ни выходных, ни праздников, ни каникул нет у тех, кто держит коров, кур, овец.
Прошлым летом на каникулах для лучших учителей была организована поездка в Пушкиногорье. Затраты требовались от нашего брата самые минимальные. Дорогу, проживание – все оплачивали спонсоры. И что вы думаете? Сначала список учителей был внушительный, никто не отказался, все изъявили желание поехать. А потом ближе к намеченной дате энтузиазм наших учителей иссяк. Посчитали, сколько дней придется отсутствовать в самую страдную пору сенокоса, и стали отказываться.
– Извините, вычеркните меня из списка. Не на кого хозяйство оставить, – то и дело слышалось в телефонной трубке. И это говорит учитель, носитель духовной культуры на селе. Вот вам сегодняшние ценности и приоритеты.
Нет, не должен учитель зависеть от своего огорода, своего скотного двора. Ведь он должен постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. На знаниях, добытых в институте, долго не протянешь. Надо учителю и на курсы регулярно ездить, и новую методлитературу приобретать, и чужой опыт перенимать… Такая профессия у него. Чтобы учить других, надо самому постоянно совершенствоваться в мастерстве. Хозяйство “съедает” все личное время. Разве дело учителя после уроков таскать ведра, поить скотину, доить коров? К буренушкам надо встать спозаранку. А если до полуночи проверяешь тетради да готовишься к урокам, то каково это в пять-шесть утра вставать! Поневоле приходится учителю выбирать, на чем бы сэкономить время. Убеждена, что замотанный, уставший учитель на работе “гореть” не будет.
Бывая в школах, обращаю внимание на внешний вид наших дорогих “сеятелей и сеятельниц разумного, доброго, вечного”. Неухоженные руки, небрежная прическа, тусклые глаза… Разве так должен выглядеть человек, на которого целый день смотрят дети? Они ведь все подмечают. И соломинку, приставшую к платью, и стоп-танную обувь, и потрескавшиеся от земли руки. О каких высоких материях тут говорить?
Приехала я как-то в одну сельскую школу. Попала на перемену. Спрашиваю ребят: “А где ваш директор?”.
– А он к своим баранам побежал, поить их, – объясняют ребята.
Как-то горько и обидно мне стало за этого “учителя учителей”. Разве должен он разрываться между школой и своим личным хозяйством?
Вокруг фигуры учителя всегда существовал особый ореол. Он не такой, как все сельчане, он выше быта. На мой взгляд, мы многое потеряли, развенчав сегодня профессию педагога, лишив его особого пьедестала. Воспитание – процесс сложный. Если учителя перестают быть кумирами для детей, то их место занимают другие герои для подражания.
Вера ГРИШИНА,
инспектор-методист
Волгоградская область
Комментарии