5 ноября в российский прокат выходят две интересные, достойные внимания картины. Они разные, но схожи тем, что в них присутствует все более модный сегодня колорит Востока.
«Женщина, которая убежала» южнокорейского режиссера Хон Сан Су, удостоенная «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру, визуально и стилистически похожа на роспись по шелку нежными красками. Жанр, официально указанный на портале Кинопоиск.HD, – комедия и драма; элементы того и другого просматриваются, но в целом это все же хорошее артхаусное кино.
Героиня фильма, молодая женщина по имени Кам Хи (звезда фильма «Служанки» Ким Мин Хи), в один из дней удивляет всех своих давних подруг тем, что приезжает к ним в гости. С каждой она находит тему для разговора, в беседе же больше слушает, благо тем есть чем поделиться. Одна приятельница, дама бальзаковского возраста (Со Ён Хва), со вздохом признается, что развелась с мужем, купила вот этот дом и теперь прекрасно живет здесь, общаясь с соседкой. Другая, художница (Ким Сэ Бек), сначала в подробностях рассказывает, как она накопила денег на жилье, как пришла к своей профессиональной мечте, а потом делится подробностями личной жизни, мол, познакомилась в баре с парнем, он живет этажом выше. Третья собеседница (Сон Сон Ми) общается с ней несколько скованно; позже из их диалога становится ясно, что когда-то они были соперницами в борьбе за мужчину.
Казалось бы, что для главной героини прошлое? Сейчас она счастливо замужем за переводчиком. «Мы пять лет не расставались с мужем ни на один день, он считает, любящие люди всегда должны быть вместе. А сейчас он уехал в командировку» – эту историю мы услышим от Кам Хи три раза – ровно по числу ее встреч. Ей не сразу верят. Кто-то тут же примеряет на себя: «Я бы не смогла». Кто-то согласен: «Да, это любовь». Но уверена ли она сама в искренности своих слов? И существует ли муж на самом деле?
Изюминка фильма: он, будучи несколько акварельным, при этом отлично передает материальность, плотность окружающего героинь мира, хотя, конечно, здесь в помощь и диалоги, и символы культуры повседневности. «Я привезла мясо, очень хочется мяса, как вкусно жареное мясо!» – эти реплики постепенно уступают фразам о жалости к коровам с грустными глазами и решительным заявлениям об отказе от говядины. В другом доме: «Какое красивое пальто! Да, это дизайнерское, мне не очень походит, а тебе в самый раз». Камера всякий раз выхватывает какой-то предмет интерьера и заставляет посмеяться над тем, как похож на одушевленного слушателя, например, картонный стаканчик с нарисованными глазами. Кстати, о смехе: обратите внимание на диалог о котах – один из лучших эпизодов, эталонный юмор англичан, перенесенный на корейскую почву.
Каждая встреча – это мини-история, сделанная практически по одной схеме, что никак не портит фильм, напротив – придает ему своего рода структурную стройность. Закончится картина несколько неожиданно, заставив поломать голову над вопросом: «От чего же все-таки она сбежала?»
Драма «Откуда ты родом?» Бассама Тарика иная по ритму, с более четким сюжетом. Ее герой, нью-йоркский рэпер Зеда (Риз Ахмед) после многих лет упорной работы наконец-то добивается успеха: его приглашает в свое турне настоящая звезда, исполнитель рэпа RPG. Выступления Зеда не вызывают сомнений в его музыкальном и литературном таланте, плюс у него потрясающая энергетика и страсть, с которой он говорит о своей родной стране и ее проблемах. Дело в том, что Зед, при рождении получивший имя Захир, появился на свет в Индии, а потом вместе с семьей переехал в Лондон, откуда уже сам перебрался в Америку.
Незадолго до гастролей он решает навестить близких, подпитаться их теплом и любовью для нового витка успеха. Однако там, среди родных, его сражает приступ тяжелой аутоиммунной болезни. Что это – злой рок, решивший прервать карьеру парня на самом взлете? А может, знак судьбы, посланный для того, чтобы герой задумался о своих корнях, об истинных ценностях? Ведь до этого нет-нет да и мелькала тема его оторванности, отчужденности от истоков. «Ты Захир», – напоминали ему родственники и приятели, а он упрямо твердил: «Я Зед», пренебрегал обычаями и внутренне тосковал, когда приходилось совершать утренний или вечерний намаз. «Помни, кто ты есть, откуда ты родом, и именно это даст тебе силы для движения вперед» – идея не новая, но от этого она не звучит хуже, тем более в контексте современной музыки.
Как и «Женщина, которая убежала», этот фильм был представлен на Берлинале-2020 и стал обладателем приза ФИПРЕССИ.
Анна САМАРСКАЯ
Комментарии