search
main
0

Бегом по «кочкам» через «гать». Туризм на уроках физической культуры

Эстафеты знакомы учащимся еще с начальной школы, поэтому организационных сложностей с туристскими эстафетами не будет. Однако с самого начала урока проведение эстафеты не рекомендуется. Структура урока должна оставаться неизменной: построение, строевая подготовка, разминка, специальная отработка каждого задания по отдельности и потом соревновательная эстафета.

Соревнования будут интереснее тогда, когда происходит соперничество, поэтому туристские эстафеты рекомендуем организовать минимум для двух одновременно стартующих учеников. Для проведения соревнований сразу по двум дорожкам потребуется подготовить две равноценные дорожки дистанции, которые не пересекаются. Заранее готовим следующее: отгораживаем дистанции, рисуем на полу «кочки», расставляем два бревна, вешаем два маятника, на гимнастический мат кладем по две веревки (если участнику нужно связать две веревки). Если есть только одно бревно, для эстафеты можно использовать перевернутую скамейку или жерди. Эмоциональность и азарт, присутствующие в ходе борьбы двух команд, окупят все старания. Пример построения туристской эстафеты с элементами полосы препятствий представлен на рис. 1.Условия эстафеты таковы: участник преодолевает задания по порядку, после прохождения последнего задания возвращается бегом на финиш. При прохождении заданий участники должны соблюдать определенные правила, за нарушение которых они обязаны исправить свои ошибки или преодолеть задания повторно. Всего дается три попытки, после которых участник может оставить данное задание и переместиться на следующее. Время, затраченное на три попытки, и есть наказание за нарушение правил. Выигрывает участник, который быстрее пробежал дистанцию. Если нет возможности сделать сложную дистанцию, состоящую более чем из 4 заданий, можно сделать эстафету вдвое короче, по принципу «туда – обратно»: участники выполняют задания, а затем повторяют весь путь, двигаясь в обратном направлении.Если эстафета парная, то можно устроить несколько забегов – победитель выходит в финал, а проигравшие соревнуются друг с другом. Итак, эстафету можно начинать, если все подготовлено, участники разбиты по парам, составлена турнирная сетка, которая обязательно сведет в финале самых сильных туристов. Урок на тему «Обучение ориентированию на местности»Занятие проводится в спортивном зале. Заранее от учителя потребуется следующее: подготовить 2-3 компаса, на каждого ученика карточку участника и схему спортивного зала (без масштаба), комплект контрольных пунктов. Начинаем урок. После проведения разминки переходим к знакомству со снаряжением ориентировщика. Для чего нужен компас? Что он показывает? Какие существуют стороны горизонта? После ответа на вопросы необходимо закрепить полученные знания на практике. Предлагается ряд специальных заданий для организации урока ориентирования в спортивном зале. 1. Определение сторон горизонта по компасу. Оборудование – компас, четыре карточки с номерами с 1-го по 4-й. Задача для команды – правильно определить заданную учителем сторону горизонта, назвав тот или иной номер карточки или показав рукой. 2. Ориентирование карты по компасу. Оборудование – компас, набор карт с номерами. Каждый участник получает карту-схему. Задача учащихся – назвать номер, сориентировав карту на первый контрольный пункт (КП). Сориентировать карту необходимо таким образом, чтобы линии «север – юг» на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса.3. Движение с компасом. Участник движется с изменением направления, ориентируя компас по ходу движения таким образом, чтобы север магнитной стрелки был на мушке деления лимбы и показывал 0 градусов (в колбе между рисками). Это упражнение используется как подводящее для 4-го задания.4. Ориентирование по залу. Оборудование – 1 компас, комплект карт с нанесенным маршрутом, комплект контрольных пунктов, ручка для каждого участника. Задача участников заключается в прохождении отмеченных на карте и расположенных в зале контрольных пунктов (КП) в заданном порядке. Путь от одного КП к другому участник выбирает по своему усмотрению. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Если участник нарушил порядок прохождения КП или не посетил какой-либо КП, то результат ему не засчитывается.Одно из основных качеств, необходимых туристу, – это умение работать в команде, поэтому, после того как сформированы первичные навыки индивидуального преодоления препятствий, переходим к формированию командных умений. После проведения разминки класс делим на команды по 4-6 человек, чтобы получилось 3-4 команды. Для организации учебной деятельности используем задания «Кочки», «Гать», «Маятник», «Бревно», «Узел».После того как учитель показал каждое задание, команды отрабатывают действия самостоятельно, передвигаясь по кругу, переходя от одного задания к другому. Закончив выполнение последнего задания, вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Специфика спортивного туризма позволяет на каждом занятии добавлять новые задания, которые можно проводить в обучающей, игровой, соревновательной и других формах, и таким образом способствовать формированию многих важных прикладных умений и навыков. Для закрепления двигательных действий, а также стимулирования интереса и активизации деятельности учащихся рекомендуется запланировать проведение командных эстафет.Для проведения туристской полосы препятствий необходимо спланировать дистанцию таким образом, чтобы все задания располагались по кругу (рис. 2). Рядом размещается финишная прямая, возле которой размечается штрафной круг длиной не более 50 м, который участники будут пробегать, если получат штрафы на полосе препятствий, а также место для следующих участников.На каждом этапе устанавливается специальный судья (участник из другой команды), который флажком сигнализирует судейской бригаде на финише о совершаемых на этапе командой ошибках. Например, при выполнении одного неправильного действия на этапе «Кочки» (срыв одной ноги с «кочки») судья поднимает 1 флажок. Это означает, что команда на этапе получила 1 штрафной балл и теперь обязана перед финишем пробежать 1 круг.Если срыв произошел у двух участников, то двумя флажками судья показывает 2 штрафных балла (2 круга). После прохождения командой всех этапов перед финишем ответственный судья подсчитывает количество поднятых судьями флажков и назначает штрафные круги, которые должны пробежать все члены команды. Выигрывает команда, которая преодолеет всю дистанцию быстрее всех с наименьшим количеством штрафных кругов.Важно продумать максимальный штраф. Если дистанция состоит более чем из 5 заданий, то максимальное количество штрафных баллов не должно превышать одного-двух. Если меньше, то возможно увеличение до трех штрафов. Главное, чтобы сумма всех возможных штрафов не была больше 10, потому что большое количество кругов приведет к увеличению времени проведения соревнований.Преимущество таких соревнований в том, что их можно проводить как на улице, так и в зале, при этом будут задействованы все учащиеся, когда половина класса участвует в эстафете, другая их оценивает, после чего команды меняются местами.Это занятие проводится на улице. Тема «Подготовка к походу» включает навыки, необходимые юным туристам в лесу, в реальном походе (который запланирован в конце обучения). Отработка заданий проводится в форме командных заданий и коммуникативных игр, это способствует более качественной подготовке класса к походу, чем проводившиеся ранее туристские эстафеты. Понятие «поход» всегда ассоциируется с понятиями «костер», «рюкзак» и, конечно, «палатка», поэтому сразу после разминки предлагаем учащимся ознакомиться с конструкцией палатки. Особое внимание следует уделить размещению вещей в палатке, показать средства защиты палатки от дождя и насекомых, ознакомить с правилами поведения и техникой безопасности в туристском домике. Затем совместно с учащимися отрабатываются навыки сбора и установки палатки и укладки ее в рюкзак.Если материальное оснащение позволяет и в школе есть две или более палаток, то можно организовать соревнования «Кто быстрее установит палатку». Для соревнований лучше использовать тип палаток, которые устанавливаются на двух стойках и 10 колышках. Они во много раз надежнее современных каркасных, используемых в настоящее время для участия в многодневных походах, легче устанавливаются и не боятся «грубого» обращения.После знакомства с туристской палаткой предлагаем учащимся собрать и уложить палатку в рюкзак и проверить свои силы в импровизированном походе. Делим класс на две команды, придумываем каждой название и переходим к следующим испытаниям – «Туристская переправа» и «Мышеловка». Объясняем условия каждого задания, заостряя внимание на туристских правилах – преодолевать препятствие нужно не быстро, а правильно, по одному, помогая девочкам и более слабым участникам. Команды преодолевают задания одновременно, после чего учитель отмечает полученные во время выполнения ошибки и команды меняются местами. Валерий МАХОВ, учитель физической культуры Дубовской средней школы Белгородской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»; Игорь МАХОВ, преподаватель Белгородского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте