Он обещал вернуться еще минувшей осенью, но задержался аж до нынешнего лета. Впрочем, на то он и мировая знаменитость, чтобы заставлять себя ждать – терпеливо и безропотно. Но уже в ближайший четверг поклонники юного английского волшебника и его друзей из школы волшебства Хогвартс будут вознаграждены: на российские экраны выходит фильм «Гарри Поттер и Принц-Полукровка».
Комментарий «УГ»«Гарри Поттер»и правоохранительные органыКомпания «Каро премьер» – официальный российский дистрибьютор фильма «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» – заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством внутренних дел. Цель союза – предотвратить любые попытки «пиратов» выпустить в свет несанкционированные, контрафактные копии фильма. Контроль за исходными материалами осуществлялся на всем пути следования картины – от российской границы до территории «Мосфильма», где «Гарри Поттера» дублировали. После выхода фильма в прокат правоохранительные органы возьмут под особый контроль не только «нечистые на руку» киоски и магазины, торгующие нелицензионными дисками, но и виртуальное пространство – подозрительные интернет-сайты, незаконно размещающие кинокопии.По словам руководства «Каро премьер», компания хочет на деле доказать, что, несмотря на бессилие перед пиратами наших законодателей, с нарушителями авторских прав бороться можно и нужно.А тем временем многие поклонники Гарри Поттера уже попались на удочку интернет-мошенников, разместивших во Всемирной паутине поддельную ссылку, якобы дающую возможность заранее посмотреть новый фильм. Зрителям сообщали, что для просмотра «Принца-Полукровки» необходимо загрузить и установить на свой компьютер специальную программу, которая на деле оказалась вредоносным вирусом, незаметно для пользователей собирающим их персональную информацию, например пароли и номера банковских карт. Полученные сведения преступники продавали.
Постановку шестой части «поттерианы» доверили режиссеру Дэвиду Ятису, зарекомендовавшему себя, по мнению продюсеров, с лучшей стороны на съемках предыдущей серии «Гарри Поттер и Орден Феникса». Ятису, кстати, поручен и финальный аккорд – экранизация седьмого, последнего и самого философского романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». Из «Даров» решено сделать сразу два фильма, которые, если верить предварительным графикам, выйдут на экраны осенью 2010 и летом 2011 года. Но зачем ловить журавля в столь далеком будущем, когда уже через пару дней к услугам всех желающих готовая синичка?
Если отбросить все волшебное и магическое, закрыть глаза на приворотные зелья, мантии-невидимки, порхающие по библиотеке книжки и прочие сказочные всенепременности, новый «Гарри Поттер» – это всего лишь подростковая комедия. Остроумная и более чем целомудренная по нынешним свободным временам, хотя гормональный смерч, бушующий в крови молодых героев, нет-нет да и прорывается наружу. Потому что будь ты хоть трижды маг и чародей, но если тебе шестнадцать, то ни волшебство, ни даже чопорное английское воспитание – а эта штука будет посильнее любого колдовства – не спасут тебя от первого романтического увлечения и мук ревности. «Принц-Полукровка» снят так, что все мистическое действительно как-то скомкано и будто отброшено в дальний угол за ненадобностью, а на первый план выступили вполне житейские проблемы: Гарри любит медноволосую Джинни Уизли, но та встречается с другим, а всезнайка Гермиона чахнет по недотепе Рону, но на него буквально вешается сдобная блондинка Лаванда Браун, а он, тюфяк эдакий, не может или не хочет отделаться от нее. Сами видите, тут не то что готовиться к экзаменам и учить заклинания – мир от темных колдунов спасать совершенно некогда. Они и не спасают, а все больше решают, кого бы пригласить на ближайшую вечеринку. Один Гарри вяло и нехотя, скорее «по долгу службы», все еще пытается хотя бы сделать вид, что его беспокоит возвращение из небытия злодея Волан-де-Морта. Но и Поттеру, по глазам видно, куда интереснее отправиться на свидание с хорошенькой официанткой из станционного бара, чем в очередной раз вслед за директором Дамблдором тащиться в сомнительную и опасную экспедицию в неведомое захолустье. То ли Гарри устал бояться и хочет нормальной подростковой жизни, то ли актеру Дэниэлу Рэдклифу на пороге третьего десятка наскучило быть «мальчиком со шрамом», только Поттер в его исполнении на сей раз выглядит совсем уж потухшим. Чего не скажешь о рыжем Роне Уизли. Молодой актер Руперт Гринт и прежде был необычайно выразителен, а в «Принце-Полукровке» возмужал, при этом сохранив редкую в таком возрасте младенческую наивность во взоре. Он полон жизни и способен практически в одиночку нести на себе основную комедийную нагрузку картины. Еще одно счастливое приобретение фильма – знаменитый актер Джим Броадбент («Хроники Нарнии», «Дневник Бриджит Джонс»), сыгравший нового учителя зельеварения, профессора Слизнорта. Есть смысл идти в кино хотя бы ради того, чтобы полюбоваться на сей «педагогический экземпляр». Из учеников он составляет коллекцию, куда, естественно, попадают лишь знаменитости. Их славой и своей к ней причастностью Слизнорт гордится, пожалуй, даже больше, чем собственной немалой ученостью. В «Принце-Полукровке» Слизнорт – единственный преподаватель, чьи уроки всего пару раз, но попадают в кадр. Остальные учителя – строгая, но справедливая Мак-Гонагл, добряк Хагрид и злюка Снегг, чьи волшебные уроки дарили предыдущим фильмам столько сказочного обаяния, – на экране практически не появляются.
Итак, «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» будто создан для любителей молодежного романтического кино – тут и первые поцелуи, и объятия на темных замковых лестницах, и решение проблем, актуальных для любого подростка – живи он хоть в британской школе волшебства, хоть в сибирской деревне. Но вот поклонники фантастической и философской составляющей, той, что занимает львиную долю на страницах книг и довольно бесцеремонно порезана на экране, будут, скорее всего, разочарованы. Все волшебное и мировоззренческое, благодаря чему, собственно, произведения скромной английской учительницы превратились в мировую литературную сенсацию, в фильме произнесено будто скороговоркой. А ведь шестой роман Джоан Роулинг – это поворотная точка всей эпопеи, самая мрачная, наполненная отчаянием, но в ней – намек, обещание будущих светлых побед. Развязка близка, финальный поединок добра и зла не за горами. В фильме этого напряжения нет. Да, злые колдуны кружат над Лондоном черными смерчами и даже обрушивают мост через Темзу, сжигают пару домов и бьют посуду в обеденном зале Хогвартса, но все это выглядит скорее как мелкое хулиганство, чем как разгул большой беды. Мальчиш-плохиш Драко Малфой, вечный оппонент Гарри, бродит по школе печальной бледной тенью. Нам периодически намекают, что он «избран Темным Лордом» для чего-то очень важного и необычайно преступного, но лицо у Драко такое, будто у него просто живот болит. В финале главные злодеи и вовсе ведут себя словно благовоспитанные пансионерки, разве что не расшаркиваются перед уходом. Даже директор Дамблдор, щит и меч волшебного сообщества в борьбе со вселенским злом, произносит свои главные слова о том, что «силу добра часто недооценивают», как-то между прочим… А ведь они фундамент всей «поттерианы», ценнейшая мысль на пространстве пяти с лишним тысяч страниц.
Впереди у Гарри и его друзей последний «крестовый поход». Они должны найти крестражи – тайники, куда Волан-де-Морт, английский Кощей Бессмертный, дабы обеспечить себе жизнь вечную, спрятал осколки своей души. Но если герои и впредь будут столь же расслаблены, вряд ли у них хоть что-то получится.
Анна ХРУСТАЛЕВА
«Три мушкетера» волшебного мира: Гарри, Рон и Гермиона
Комментарии