Московский международный кинофестиваль для детей и юношества – один из самых необходимых. Где, как не здесь, можно ощутить тенденции развития детского кино, понять, что есть его истинные и ложные ценности. Вопрос далеко не праздный. Теперь, когда телепросмотр фильма – бытовая реальность любой семьи, влияние кинематографа на формирование личности ребенка, а значит, и на общественное сознание завтрашнего дня многократно возрастает.
И вот уже в двадцатый раз при поддержке Фонда Ролана Быкова, Министерства культуры России и правительства Москвы собираются те, кто снимает кино для детей, чтобы представить на суд международного и детского жюри свои работы.
Начнем наш рассказ о том, что довелось увидеть, с самого-самого детского… а значит – со сказки, мир которой так заманчив во все времена. Но сколь в непохожих обличьях представлена она сегодня!
Вот пять чешских лент студии «Баррандов». Их можно было бы назвать «сказками с человеческим лицом». Тут герои, «мультяшные» и настоящие, живут и действуют по людским законам. А всякого рода чудеса, сверхъестественные явления, создающие сюжетную занимательность, не превращаются в устрашающий кошмар.
Но именно так случается в фильмах «Дети шпионов 3-Д: игра окончена», «Луни Тьюнз: снова в деле», «Пес-каратист» (США). При фабульном различии все они на одно лицо: вначале декларируется благородная цель предстоящей борьбы (цель глобальная, не менее чем спасение человечества от сил зла), а затем о ней попросту забываешь. Со всей подавляющей мощью современных суперэффектов на зрителя обрушивается киноцунами. Задействовано все: звук, цвет, свет, лихорадочная динамика монтажа, изобразительная масштабность. Зрителю некогда и незачем размышлять, напрягая все органы чувств, чтобы поспеть за бешеной сменой бесконечных драк, погонь, сокрушений.
И право же, с благодарностью обнаруживаешь, что за океаном еще живы замечательные традиции диснеевской школы. Полнометражный мультфильм «В поисках Немо» – тому свидетельство. Герои его – маленькие рыбки, отец и сын. Но сколько разнообразных и вполне человеческих красок! Маленький Немо – смельчак и неслух, а заботливый папаша – трусишка. Но когда грозит разлука, каждый побеждает как свои слабости, так и грозные опасности океана, чтобы найти друг друга! В облике персонажей с их выразительными «человечьими» глазами, в нежной цветовой гамме картины определенно читается традиция «Бемби» – фильма на все времена.
А теперь из мира глобальных фантасмагорий и морских глубин вернемся на землю.
«Наши дети» – традиционная программа МКФ для педагогов и родителей, обращенная к проблемам взаимоотношений отцов и детей. На этот раз в ней были две выдающиеся картины, своим присутствием подчеркнувшие смысл и значение фестиваля: «Пацаны» (отметившие свое двадцатилетие) и «Возвращение» Андрея Звягинцева. Столь различные по возрасту и творческой манере, обе ленты – образцы глубокого художественного осмысления темы ответственности старших за судьбы входящих в мир.
Семейные коллизии довольно часто появлялись и в конкурсной программе, и в «Панораме». Вот драма девочки, теряющей отца, ушедшего в другую семью («Все любят Эллис», режиссер Р. Хоберт, Швеция), безнадзорность восьмилетней Эльзы – «случайного ребенка» юной матери («Бабочка», режиссер Ф. Мюиль, Франция), нелады родителей в литовском фильме «Йонукас и Гритуте» (режиссер В.Ландсбергис). Жизнь щедро подбрасывает подобные ситуации. Вопрос лишь в том, каковы их осмысление и художественный результат. Твердая почва для позитивного решения проблемы – в личности главного героя, в его нравственной силе, душевной щедрости, вселяющей веру в то, что отогреть умы и сердца пусть трудных, но не глухих для добра пацанов – задача, которую нужно и можно решать.
Иной поворот темы в «Возвращении». Двенадцатилетний разрыв отца и сыновей возводит глухую стену отчуждения. Противостояние их так психологически верно прослежено, что трагический финал – гибель отца – предопределен всем предшествующим. Фильм с его суровой правдой – обвинительный приговор безответственности за судьбы детей.
Однако нередко, затронув семейный конфликт, авторы останавливаются на полдороге. К примеру, в фильме «Черный мяч» (режиссер Х. Эркенов, Россия). Талантливый юный футболист, столкнувшись с деляческим подходом к спорту, порывает с командой и семьей, но затем неожиданно (под титры) объявляется о его победоносных успехах. А в фильме «Йонукас и Гритуте» семейные злоключения рассеиваются как дым, потому что все предшествующее оказалось просто сном.
Детям нужно подарить радость и надежду. Но сладенькая фальшь драматургически неубедительных, приклеенных финалов – тенденция, от которой хочется предостеречь. А успех, как подтвердили итоги фестиваля, способствовал тому, кто не ищет легких путей, тому, чей проницательный взгляд художника подкрепляется профессиональным мастерством.
Одна из самых светлых и добрых лент – «Бабочка» (сценарий и режиссура Ф. Мьюиля, Франция). Она о дружбе, неожиданно возникшей между старым энтомологом и восьмилетней Эльзой, маме которой вечно недосуг подумать о дочке. Отправляясь в Альпы пополнить коллекцию, он обнаруживает в машине непрошеную спутницу и вынужден путешествовать вместе с ней. Любознательная, живо воспринимающая незнакомый мир малышка и мудрый, привыкший к одиночеству старик – необычная, трогательная пара. Своеобразие характеров, мягкий юмор диалогов, прекрасная природа Альп – все сообщает картине неповторимо притягательную ауру и убеждает в том, что в жизнь ребенка вошел настоящий друг. Фильм удостоен приза международного жюри за лучший сценарий.
Уехала в Израиль награда за лучшую режиссуру, которую получил Шеми Зархи – режиссер и сценарист картины «Здравствуйте, господин Шломи». И вновь перед нами семья с ее проблемами, все тяготы которой берет на себя юноша Шломи: заботы о деде, о больном брате, о двойняшках сестры, о конфликтующих родителях. И не из-под палки, а по собственной душевной необходимости. Кто знает, раскрылись бы его неординарные способности, если бы рядом не оказались чуткие учителя, не встретилась подруга, сумевшая укрепить в нем веру в себя. Такое решение темы поощрено международным жюри вручением еще одного специального приза – «За глубину и яркость воплощения доброжелательного отношения к людям».
Ну а главный приз «Золотой лебедь» присужден фильму «Беги домой» (режиссер Джек Нео, Сингапур). Брат потерял туфельку младшей сестренки, и теперь ей не в чем ходить в школу. Для их бедняцкой семьи это непоправимое горе. Нельзя ждать помощи ни от родителей, ни от суровых учителей. В безвыходной ситуации ребятишки с такой безоглядной самоотверженностью, с такой сердечной заботой помогают друг другу, что сила и стойкость их детских душ никого не может оставить безразличным. А то, как не играют, а живут на экране маленькие герои, – творческая победа режиссера.
Комментарии