search
main
0

Бегемот доволен

Наши умелые ручки: учимся для жизни

Для того чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь трудиться. Человек не рождается с этим навыком, его нужно сформировать. В процессе совместной трудовой деятельности взрослого и ребенка формируются трудовые умения, появляется ответственность за выполнение трудовых поручений и еще ответственность за результат своего труда.

Мы уделяем большое внимание организации индивидуального и коллективного труда детей, что позволяет получить необходимые навыки для участия в коллективных взаимоотношениях.

Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет нам не только расширить трудовые умения, но и воспитать в детях такие личностные качества, как сопереживание, сочувствие, проявление заботы об окружающих, желание прийти на помощь и не оставаться безучастным, стремление делать что-то приятное и получать от этого удовольствие. Еще один немаловажный аспект – научить детей осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Для этого в каждой образовательной деятельности мы используем «закон пяти пальцев» (методика Н.М.Крылова). Мизинец – это наша задумка, безымянный пальчик – материал, которым мы будем пользоваться для осуществления задумки, средний пальчик – средство, инструмент, который будем использовать («Наши умелые ручки»), указательный пальчик – это порядок действий, большой палец – это наш результат. И результат будет зависеть от того, как ребенок будет соблюдать условия четырех пальчиков. Ребенок сам сможет оценить свой результат и найти ответ на вопрос, почему не получилось или почему получилось (правильно взял материал, все делал по порядку и получил результат, или условие какого пальчика было нарушено, и результат не получился).

Хотелось бы показать, как мы использовали хозяйственно-бытовой труд на тематической неделе «Зоопарк».

Для работы мы взяли тазики, фартуки, тряпочки для намыливания, тряпочки для вытирания, мыло, картон зеленого цвета (условное обозначение среды обитания животных жарких стран), картон белого цвета (условное обозначение среды обитания животных Севера), фигурки животных нашей полосы, фигурки животных Севера, фигурки животных жарких стран.

Заранее групповую комнату поделили на три зоны: зона для мытья животных, зона для вытирания животных, зона среды обитания.
Детям предлагается проблемная ситуация: животные Севера и животные жарких стран испачкались и попросили их помыть. Кто хотел бы помочь?

Но вот задача: представлены животные из разных мест обитания (животные нашей полосы, животные жарких стран и животные Севера). Для начала их нужно разделить на группы, делаем это вместе с детьми.

Когда животные разделены, мы вспоминаем, что задумали сделать: мизинчик – позаботиться о животных, безымянный пальчик – какой материал (средство) нам понадобится, средний пальчик – какой инструмент будем использовать, указательный пальчик – как буду делать, все по порядку: мыть животных, высушивать, чтобы не заболели, и отнести туда, где их среда обитания. И большой пальчик – результат. Будут чистые и довольные животные.

Надеваем фартуки, чтобы не намочить одежду, засучиваем рукава.

Далее воспитатель показывает с проговариванием хода работы: «Намочим тряпочку, отожмем ее над тазиком, чтобы не намочить одежду, позаботимся о бегемоте. Водичка в тазике теплая, чтобы бегемот не заболел, возьму мыло, намылю тряпочку так, чтобы она стала мыльной. Помою бегемоту голову, туловище, конечности (ноги), сполосну от мыла. Отнесу его и хорошо вытру. Если животное не просохнет, может заболеть. Вытру голову, туловище, ноги. Вытерла, он сухой, нужно его отнести туда, где ему хорошо, где его среда обитания. Это животное жарких стран, поставлю его там, где белый картон или зеленый? Правильно, на зеленый, здесь у нас будут обитать животные жарких стран. А на белом картоне – животные Севера». Воспитатель прислушивается, бегемот говорит, что он довольный.

«А вы хотите позаботиться о животных?» – воспитатель предлагает детям идти выбирать животных, о которых они хотят позаботиться.

В конце с детьми мы провели анализ деятельности. Возвращаясь к большому пальчику, уточнили, у всех ли получился результат, довольны ли животные и почему. Все оказались довольны, так как правильно выбрали материал, хорошо работали ручки, все делали по порядку, и получился результат – чистые и довольные животные.

Здесь важно, что дети сами могут провести анализ своей деятельности, вернувшись к пальчикам, и разобраться, действие какого пальчика было нарушено.

Галина КАШЛЕВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля; Наталья ВАСИНА, воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте