При внешнем равенстве на самом деле школьники поставлены в принципиально разные качественные условия. Почему? Да потому, что даже при общем взгляде на ребят, не будучи сверхквалифицированным психологом, можно увидеть, что есть сангвиники и холерики, умственные процессы которых по сравнению с флегматиками и меланхоликами протекают гораздо быстрее.
Никто не думает о том, в каких условиях школьник готовился к экзамену. Нельзя забывать и об определенных физических факторах – недавно перенесенное простудное (или какое-либо другое) заболевание, существенно снижающее физический, психический и умственный тонус школьника, недосып; длительное психологическое и умственное переутомление в процессе подготовки и сдачи как этого, так и предыдущих экзаменов. В конце концов у школьника может от переживаний заболеть голова, сердце или любой другой орган.
Тем, кто чувствует чрезмерное волнение, но не хочет идти к врачу, можно посоветовать принимать успокаивающие настойки из трав: пустырник, валериана, боярышник, пион, пассифлора, ново-пассит. Если травы завариваются самостоятельно, то из расчета одна столовая ложка сухого вещества на стакан воды. Настойки принимаются в дозе от 20 капель до чайной ложки, а отвары и настои – по 1/3 стакана в зависимости от индивидуальной чувствительности и степени невротизации школьника 2-3 раза в день после еды за 1-2 недели до экзаменов и в дальнейшем по состоянию еще 2-3 недели. Если недельный прием настоек или отваров не вызвал совершенно никакого эффекта, лучше обратиться к врачу. Принимать лекарства только накануне или перед самим экзаменом, особенно те, к которым неизвестна чувствительность организма подростка, не рекомендуется, т.к. это может вызвать у него сонливость, рассеянность или заторможенность, значительно снизив учебные успехи.
Хочется посоветовать родителям не создавать лишнего ажиотажа у детей перед экзаменами, особенно если ваш ребенок и так тревожно-мнительный, эмоциональный и впечатлительный, неуверенный в себе. Перед экзаменом неплохо внушить веру в его силы и способности, поддержать эти чувства в нем самом.
Учителям можно было бы создать не только психологически благоприятную обстановку во время экзамена, но и до него. Во время экзамена как-то проявить участие к школьникам, некоторым дать советы и рекомендации, как лучше сосредоточиться или вспомнить, провести логическую линию рассуждения, напомнить те или иные аспекты, осветить которые забыл экзаменующийся. Иногда даже доброжелательной и уважительной интонации в голосе учителя или второстепенной подсказки достаточно для достижения учеником максимального успеха в решении контрольной работы и в устном ответе.
Представляется интересным провести среди учеников и учителей (по чьим предметам будут сдаваться экзамены) мини-опрос: 1. В какой минимальной оценке на экзамене вы уверены. 2. Какая может быть наиболее вероятной. 3. Какую бы вы хотели получить (поставить с учетом успеваемости в течение года). Результаты представляли бы ценность для понимания ситуации и учителем, и директором и способствовали бы отчасти более об’ективной оценке каждого школьника в ходе экзамена.
Заботливое и внимательное отношение и учителя-предметника, и остальных членов экзаменационной комиссии помогло бы многим уменьшить степень психологического стресса как при подготовке ответа, так и при его исполнении. Перед экзаменом, а лучше заранее, можно провести учителю своего рода тест для всех учеников для оценки их интеллектуально-психологических особенностей, в первую очередь таких, как логическое и абстрактное, ассоциативное и неординарное мышление, его глубина и скорость, способности к запоминанию и воспроизведению материала, возможности ориентировки и адаптации в неожиданной и нетипичной ситуации. Игровой характер теста помог бы заинтересовать ребят и выяснить то, что, может быть, осталось вне поля зрения учителя. По результатам теста можно было бы уточнить слабые и сильные стороны каждого и дать конкретные рекомендации относительно того, на что следует обратить особое и первостепенное внимание ученику и его родителям.
В ряде случаев, когда ответ “тянет” на 3,5 или 4,5 балла, желательно учитывать трудолюбие и старание ученика в течение года, его психологические особенности поведения в сложной ситуации, специфику семейной обстановки и другие “смягчающие” факторы. И не стоит учителям отождествлять себя с казарменным старшиной, который требует все делать только по уставу. В ряде случаев категоричность и максимализм при выставлении низких оценок не только не принесут никому пользы, но могут оставить пожизненный след как в душе школьника, так и в его психике. Есть, конечно, от’явленные лодыри, лентяи и бездельники, но чаще всего за внешней бравировкой скрываются тайная душевная боль и страдание ребенка (а может, и психическая патология). И если вы выясните истинную причину такого явления, то рука, выставляющая оценку, не будет безжалостной и непримиримой.
Победа взрослого над подростком не есть в большинстве случаев предмет особой доблести. Лучше (с позиции психолога и психиатра) не вставать “в позу” прокурора, выносящего “карающее и справедливое” решение, а быть великодушным и снисходительным. И природа воздаст вам сторицей за вашу доброту.
Александр АЛТУНИН,
кандидат медицинских наук
Комментарии