18 февраля состоялось селекторное совещание в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ. Его участники “сверили часы” в преддверии Всероссийской акции работников образования, здравоохранения и культуры.
Президент совета ассоциации, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев напомнил требования, на которые будут опираться участники акции:
1. Не допустить реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы:
– без сохранения статуса государственных гарантий по оплате труда за отраслевыми ставками заработной платы и окладами, устанавливаемыми Правительством РФ и вводимыми в единые сроки на всей территории Российской Федерации;
– без установления федеральным законом доли надтарифной части фонда оплаты труда работников бюджетной сферы для материального стимулирования их труда;
– без обеспечения необходимыми доходными источниками реализации полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в сфере оплаты труда.
2. Провести индексацию тарифных ставок и окладов ЕТС с 1 апреля 2003 года не менее чем в 1,5 раза, а с 1 января 2004 года – в 2 раза и перенести сроки введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере.
3. Повысить минимальный размер стипендий студентам с 1 апреля 2003 года не менее чем до 500 рублей в месяц.
4. Обеспечить бюджетное финансирование студенческих санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования.
Всеобщего “одобрямс” не получилось
Главной проблемой сегодня для образования, здравоохранения и культуры, отраслей, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий граждан, является предлагаемая Минтрудом РФ и в целом одобренная Правительством РФ Концепция реформирования системы оплаты труда. Именно от того, в каком виде она будет принята и подтверждена Законом “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений”, разработанным Минтрудом РФ, зависит дальнейшая судьба учителей, врачей, работников культуры; зависит, каким будет образование, здравоохранение – бедным и низкого качества или обеспечивающим детям и гражданам гарантированное Конституцией РФ доступное и профессиональное оказание услуг. Фактически это не только вопрос реформирования оплаты труда – это начало нового реформирования наших отраслей.
Сегодня вопрос реформирования оплаты труда достаточно широко обсуждается в обществе, в Госдуме, в Правительстве РФ, хотя нельзя не отметить: многие наши требования пытаются представить как борьбу учителей, врачей, работников культуры за свои интересы, не задумываясь, а что же происходит на самом деле. Все последние годы правительство с завидным упорством отбирает средства у субъектов Федерации и вопреки всякой логике перекладывает на них все больше и больше проблем обеспечения населения социальными услугами без предоставления достаточных финансовых источников.
В результате этого уже сегодня уровень образования, здравоохранения в отдельных регионах несопоставим с уровнем центральных городов. Предлагаемая Концепция не только закрепляет, но и развивает это социальное неравенство. Есть деньги у региона – он в состоянии содержать квалифицированных специалистов; нет денег – соответственно будет очень низкий уровень образования и здравоохранения. Нельзя забывать: сегодня 70 процентов субъектов являются дотационными и особых перспектив изменить это положение в ближайшие годы у них нет.
Если говорить об образовании, то предложенная Концепция прямо противоречит заявленным целям начатой модернизации образования. Она не создает условий повышения качества образования и расширения его доступности, приведет к разрушению единого образовательного пространства. И любимый пример нашего министра: мальчик с Дальнего Востока, сдав единый государственный экзамен, поступит в любой вуз страны – не будет реализован, поскольку определяющим станет, в каком регионе родился этот мальчик – бедном или богатом. Осознавая, что существующие финансовые возможности не позволяют им реализовать цели, заявленные в Концепции, абсолютное большинство регионов негативно отозвалось о предлагаемых нововведениях.
По данным Минтруда РФ на 10 февраля, замечания и предложения по проекту Концепции поступили из 83 субъектов Российской Федерации: из 70 администраций субъектов РФ и из 13 органов по труду и социальной политике.
Концепция поддержана без принципиальных замечаний 8 субъектами (респ. Башкортостан, Чукотский АО, респ. Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Ямало-Ненецкий АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО, Карачаево-Черкесская респ.).
Не поддержана Концепция 12 субъектами Российской Федерации (г. Москва, Кемеровская, Тульская, Орловская, Новгородская, Кировская, Саратовская, Амурская, Сахалинская обл., Еврейская АО, респ. Хакасия, Корякский АО). Эти регионы считают, что ЕТС нужно сохранить.
Остальные субъекты РФ в основном одобрили проект Концепции, высказав при этом принципиальные замечания и предложения.
“В основном одобрили” – вот ключевая позиция, о которой докладывают на всех уровнях власти, но при этом не уточняют, что “одобряющие”:
– не поддерживают предлагаемую передачу функции установления тарифной части оплаты труда на территориальный уровень;
– считают, что основа оплаты труда – тарифные ставки и должностные оклады – должна быть единой по всей стране, а регулирование надтарифной части следует полностью передать в ведение субъектов Российской Федерации;
– предлагают изменить методику расчетов трансфертов при формировании как федерального, так и областного фонда финансовой поддержки депрессивных территориальных образований с учетом выравнивания бюджетных доходов отстающих по объективным причинам территорий до уровня, позволяющего обеспечить переход на отраслевую систему оплаты труда;
– отмечают, что осуществление реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы возможно после принятия законодательных мер, четкого и стабильного разграничения налоговых полномочий и закрепления достаточных доходных источников за бюджетами разных уровней;
– отмечают, что при предполагаемом повышении заработной платы в 1,33 раза тарифные ставки и должностные оклады большинства категорий работников бюджетной сферы будут значительно ниже прожиточного минимума;
– выражают озабоченность в связи с сжатыми сроками введения в действие отраслевых систем оплаты труда, поскольку для этого требуется осуществление большого объема подготовительной работы;
– предлагают осуществить экспериментальную проверку отраслевых систем оплаты труда.
Вот вам и оценка! Если все это будет реализовано, то и у профсоюзов не будет замечаний.
А вот что говорится в постановлении Совета Федерации РФ от 29 января 2003 года:
“Негативным последствием налоговой реформы в Российской Федерации является необоснованное перераспределение налогового потенциала в пользу федерального бюджета. При этом применяемые Правительством Российской Федерации меры не позволяют решать задачи по стабильному и сбалансированному разграничению расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, гарантирующих как повышение самодостаточности и финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, так и усиление их ответственности”.
Серьезной проблемой, не урегулированной Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2003 год”, является оказание финансовой помощи субъектам РФ в связи с предстоящим повышением оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации РФ постановил:
“Предложить Правительству РФ при исполнении Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” учитывать необходимость обеспечения финансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда работников организаций бюджетной сферы”.
Разделяют озабоченность работников бюджетной сферы и депутаты Государственной Думы РФ.
14 января 2003 года по инициативе Комитета по образованию и науке проведены парламентские слушания по проекту Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы применительно к сфере образования. Большинство участников этих слушаний подтвердили негативное отношение к концептуальным положениям документа.
По решению координационного совета четырех центристских депутатских фракций и групп Госдумы РФ (“Единство”, “Отечество – вся Россия”, “Регионы России” и “Народный депутат”) в декабре была создана рабочая группа, которая рассмотрела предложения и замечания по проекту Концепции.
14 февраля на заседании Госдумы РФ было обсуждено и в основном принято постановление по проекту Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, которое было внесено 22 депутатами – представителями центристских фракций и групп. В этом постановлении содержатся рекомендации правительству, которые совпадают с нашими замечаниями, замечаниями субъектов РФ. Кроме того, депутаты предлагают обратиться к Президенту РФ с просьбой посвятить одно из заседаний Госсовета РФ рассмотрению вопросов реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Министерское
лукавство
Главной проблемой в образовании, здравоохранении и культуре является не система оплаты труда, а ее низкий уровень. Фактическая заработная плата учителей, врачей, библиотечных работников существенно ниже показателей, публикуемых Госкомстатом РФ, поскольку в расчет этих показателей включается оплата труда работников высшей школы, коммерческих заведений и целого ряда других структур, обслуживающих наши сферы, но работающих на коммерческих началах. К тому же уровень заработной платы работника зависит от его реальной нагрузки, в полтора-два раза и более превышающей установленную норму часов.
Предлагаемое в 2003 году увеличение фонда оплаты труда в 1,33 раза, хотя министр труда и считает его опережающим рост цен, фактически означает возврат к ситуации декабря 2001 года (срока предыдущей индексации заработной платы), рост отставания заработной платы от ее уровня во внебюджетном секторе экономики, фактическое снижение реального уровня жизни работников бюджетных учреждений, поскольку прожиточный минимум за этот период возрастет не менее чем в 1,4 раза. И это без учета неконтролируемого роста тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ.
Минтруд России предлагает отказаться от действующей системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (которая согласно Трудовому кодексу РФ является минимальной гарантией оплаты труда в бюджетной сфере, действующей на всей территории России) и перейти к отраслевым системам оплаты (которые будут иметь рекомендательный характер для субъектов РФ).
Однако в ситуации, когда предполагается создать новые системы оплаты труда в рамках увеличения фонда оплаты труда в 1,33 раза, возникнут серьезные социальные последствия, поскольку значительная часть работников получит увеличение на 10-15%, а ставки и оклады отдельных категорий работников вообще не будут увеличены. Кроме того, предлагаемая система оплаты труда практически строится на тех же принципах, что и Единая тарифная сетка, не вносит ничего принципиально нового, не устраняет недостатки существующей системы и не решает проблемы мотивации, стимулирования качественного, высокопрофессионального труда.
По нашим оценкам, с учетом роста стоимости жизни с момента предыдущего повышения заработной платы для создания эффективной, а не “ущербной” системы оплаты труда требуется увеличить фонд оплаты труда как минимум в 2 раза.
В конечном итоге сегодня работника волнует не то, по какой системе оплаты труда ему будет выплачиваться заработная плата, а то, сколько он будет реально получать за свой труд.
Глубоко ошибочным, а скорее лукавым, является утверждение Минтруда РФ о том, что переход на отраслевые системы оплаты труда сам по себе позволит “улучшить социальное обеспечение и материальное положение работников бюджетной сферы” и что при этом “существенно возрастут доходы основных категорий работников”. Этот результат может быть достигнут только при условии значительного увеличения фонда оплаты труда, а в регионах этих денег нет.
Еще большей ошибкой может быть реализация предложения о проведении индексации заработной платы по отдельным отраслям в разные сроки, что якобы позволит более существенно повышать ставки и оклады отдельных категорий работников.
В условиях, когда даже средняя заработная плата учителей и врачей незначительно превышает размер прожиточного минимума, определяемого на уровне физиологического выживания, преимущество в оплате труда одной категории работников за счет другой, особенно при недостаточности средств в регионах, приведет к серьезным массовым конфликтам, будет способствовать уходу специалистов из бюджетных отраслей.
В правительстве признают, что в рамках увеличения фонда оплаты труда в 1,33 раза, системы оплаты труда будут с большим количеством недостатков. Но говорят, в 2003 году их введем, а в 2004 – будем улучшать. Введем-то централизованно, а улучшать будет каждый субъект или муниципалитет в силу своих финансовых возможностей.
Существует вероятность, что навязываемая регионам Концепция без государственных гарантий поддержки отраслевых систем оплаты труда будет реализована за счет сокращения числа бюджетных учреждений, сокращения учителей, врачей, увеличения учебной нагрузки и наполняемости классов. Подобные попытки уже предпринимаются – например, в Костроме при формировании бюджета на текущий год.
Примерно такой же порядок предлагают и для научных сотрудников – введение новых условий оплаты труда при заметном увеличении ставок и окладов за счет значительного сокращения их численности.
Совершенно непонятна спешка, навязывание необходимости принятия новых отраслевых систем оплаты труда, которые практически в коллективах никто не видел и не имел возможности самостоятельно просчитать средства, необходимые на их реализацию. А это крайне необходимо, поскольку в печати часто появляются примеры будущих ставок и окладов, но при этом никто не говорит: чтобы их ввести, необходимо удвоение фонда оплаты труда.
Предлагаемая правительством Концепция опережает рассмотрение пакета законопроектов по реформе региональной и местной власти.
По мнению экспертов и руководителей Минфина РФ, предложенные изменения по уточнению полномочий между уровнями власти обременительны для российских финансов, не соответствуют принципам налоговой реформы, вносят дополнительную путаницу в проблему межбюджетных отношений. И не разобравшись в этой важнейшей проблеме, Минтруд РФ предлагает побыстрее отделаться от социальной сферы, что будет потом – это уже головная боль субъектов Федерации. Главное – почин сделан. Но возникает вполне законный вопрос: а зачем мы хотим ухудшить положение, отказавшись от ЕТС?
Деньги есть –
ни в чем себе
не отказывайте!
В последнее время было много выступлений представителей власти, прежде всего руководителей Минтруда, постоянно вводящих в заблуждение общество, обвиняющих профсоюзы в нагнетании ситуации, обещающих государственные гарантии в оплате труда работников бюджетной сферы, доказывающих, что новые системы оплаты труда – это путь к всеобщему благоденствию, что Минтруд работает в тесном контакте с профсоюзами и учитывает их мнение.
Все это неправда. Минтруд не хочет считаться с многочисленными замечаниями коллективов, профсоюзов, депутатов, субъектов Федерации. На очередном заседании рабочей группы РТК было заявлено: подготовлены 3 варианта Федерального закона “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений”.
Эти варианты предполагают:
– гарантии по должностным окладам и тарифным ставкам (не государственные гарантии, а просто гарантии);
– гарантии всей отраслевой системы (помимо ставок гарантируются и доплаты, и надбавки);
и третий, основной вариант
– гарантии на момент введения.
Вот что это означает: отраслевые системы оплаты труда устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и работодателей.
Размеры должностных окладов (ставок заработной платы) и тарифных ставок (окладов) устанавливаются:
в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, – Правительством Российской Федерации;
в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления.
Размеры и сроки индексации (повышения) оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги и исходя из имеющихся финансовых возможностей.
При этом вводится еще ряд ограничений, например: принимаемые решения об индексации (повышении) оплаты труда работников бюджетных учреждений не должны приводить к увеличению дефицита соответствующего бюджета.
Уровень индексации не должен превышать темпы роста собственных доходов соответствующего бюджета и т.п. Фактически вводятся ограничения права субъектов РФ самостоятельно увеличивать ставки и устанавливать доплаты.
Вот и все гарантии. А дальше – деньги есть – живите как хотите и ни в чем себе не отказывайте!
Что дают
акции
Помимо сторонников, понимающих ситуацию и поддерживающих нашу акцию, как всегда, появились и ярые противники. Они стараются исказить ситуацию, ищут политическую подоплеку, призывают к конструктивному сотрудничеству, хотя по вопросу Концепции прошло 4-е заседание РТК, десяток рабочих групп. От Ассоциации в адрес М.М. Касьянова направлялись письма, заявления, давались поручения, но Минтруд упорно продолжал свое дело. Уже есть примеры с мест, когда коллегии органов управления, забыв прочитать Конституцию и действующие законы, “не рекомендуют” участвовать в акции, министры пишут письма… Нас призывают не допустить дестабилизации, войти очередной раз в положение власти.
Но есть прокурор, есть Конституция, есть закон, и мы будем отстаивать право любого работника принять участие в акции. Тем более, что, к великому сожалению, это становится единственной формой диалога, единственным способом заставить власть отрешиться от своих проблем и услышать мнение рядовых граждан.
Нам говорят: акции ничего не дают. Я специально зачитаю вам требования нашей публичной, массовой акции 27 февраля 2001 года.
Мы требовали:
– проведения в 2001 году дополнительного повышения заработной платы работников образования не менее чем на 50 процентов;
– повышения уровня стипендиального обеспечения студентов;
– сохранения действующего порядка назначения пенсий за выслугу лет, обеспечения достойного уровня пенсий работникам образования при реализации реформы пенсионного обеспечения;
– восстановления ответственности органов государственной власти за состояние общего образования в соответствии с Конституцией РФ.
Все эти вопросы сегодня решены, хотя, может быть, и не совсем так, как этого хотелось бы нам. Но главное, что именно эта акция явилась причиной заседания Госсовета, определившего Концепцию модернизации образования.
По предварительной информации, поступившей на сегодня из территорий, 58 территориальных организаций профсоюза работников образования в ходе Всероссийской акции используют такие формы, как митинги, шествия, пикеты, приостановка работы; 9 – намерены провести приостановку работы на 1 – 3 часа.
Кроме того, 15 территориальных организаций проведут расширенные профактивы, областные собрания, встречи с главами администраций, депутатами Государственной Думы и др.
Оперативные данные свидетельствуют о том, что студенчество РФ намерено принять самое активное участие во Всероссийской акции.
Согласно решению Совета Ассоциации силами трех профсоюзов работников непроизводственной сферы в центрах федеральных округов будут проведены митинги, шествия и пикеты с участием представителей территорий этих округов: 27 февраля в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге; 28 февраля – в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Хабаровске и Новосибирске.
Главное
испытание
впереди
В своем выступлении я меньше остановился на проблемах учреждений, финансируемых из федерального бюджета, и проблемах студентов. Требования студентов, по-моему, ясны и в дополнительных комментариях не нуждаются. Что касается вузов, то предлагаемую систему оплаты труда в рамках 30%-го увеличения фонда оплаты труда иначе как ущербной не назовешь.
Научных работников предполагают оплачивать по отраслевой системе оплаты труда научных учреждений, разработкой которой занимается Миннауки РФ и введение которой предполагается со значительным увеличением ставок и окладов при условии 30-40%-го сокращения численности работающих. Но это – “проба пера”. Более серьезное испытание для вузов будет впереди – после принятия закона “О специализированной некоммерческой государственной (муниципальной) организации”, когда их будут буквально толкать к “добровольной” смене статуса “учреждение” на “организацию”.
Кроме того, напомню, что созданной в январе т.г. по решению Правительства РФ Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов предстоит выработать приоритеты оказания государственной финансовой поддержки, а также разработать мероприятия по реализации возложенных на нее задач. А мы с вами уже знаем, чем завершается деятельность комиссий по выработке предложений, направленных на оптимизацию бюджетных расходов. Постановление Правительства РФ N 600 и наша борьба по преодолению негативных последствий его принятия до сих пор в памяти всех работников образования и, в первую очередь, высшей школы.
Правда
о реформе
В подтверждение сказанного не могу не остановиться на интервью первого заместителя министра труда и социального развития РФ В.А. Январева, опубликованном в 1-м номере журнала “Человек и труд”.
Валерий Андреевич так определяет цели и смысл предстоящей реформы в сфере оплаты труда: “Основная цель новаций – существенное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. С помощью реформы мы также надеемся приблизить МРОТ к прожиточному минимуму и довести в перспективе средний заработок бюджетника до 70-80% зарплаты в промышленности”. Правда, должны будут делать это регионы.
Послушайте, как главный зарплатчик страны объясняет причины сложившегося положения в сфере оплаты труда бюджетников: “Бесспорно, зарплатная ситуация в социальном секторе во многом зависит от экономических возможностей государства. Однако существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и бюджетной сфере свидетельствуют о серьезных дефектах ЕТС. Очевидно, что принципы жесткого зарплатного регулирования, не обеспечивающие требуемой эффективности, полностью себя дискредитировали”.
Далее. На вопрос корреспондента: “Не потребуется ли корректировки Трудового кодекса РФ?” первый зам. министра труда отвечает: “В статье 143 Трудового кодекса записано, что тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе ЕТС. Согласно ТК государственной гарантией является сама сетка, но это не так. В ст. 130 ТК говорится о гарантиях, связанных с выплатой МРОТ, ставки 1-го разряда, но о сетке как таковой в кодексе упоминания нет”. Мы с такой трактовкой Трудового кодекса РФ согласиться не можем.
А теперь приведу пояснения г-на Январева об истинных целях проведения реформы в сфере оплаты труда работников бюджетных отраслей:
“Сегодня в бюджетной сфере не уделяют должного внимания ни росту производительности, ни совершенствованию нормирования труда. Не связаны эти показатели и с его оплатой. В настоящее время Минтруд, другие социальные министерства разрабатывают новые отраслевые трудовые нормативы, которые станут основой штатных расписаний и расчетов ФОТ всех бюджетных организаций. Модернизированная нормативная база позволит не только определить трудозатраты, но и оптимизировать численность занятых”.
Корреспондент задает ему вопрос: “Что подразумевается под оптимизацией?”
Ответ: “Бюджетная сфера в России действительно чрезмерно раздута. Например, на 10 тыс. граждан у нас приходится 47 врачей, в Великобритании – 17, США и Швеции – 26. Соответственно, количество больничных коек на те же 10 тыс. в нашей стране составляет 115, в Великобритании – 45, США и Швеции – 39. Врачей у нас больше, а по качеству здравоохранения мы плетемся в хвосте. Словом, важны не количественные, а качественные показатели. С другой стороны, не хватает младшего и среднего медицинского персонала. Реформа и здесь обещает серьезные перемены, позволит снять проблему дефицита этой категории кадров.
Аналогичная картина в образовании. Численность учащихся в государственных образовательных учреждениях за последние восемь лет уменьшилась на полмиллиона, а преподавательский контингент, напротив, увеличился на 172 тыс. И так во всех бюджетных отраслях. Переход на финансирование с использованием реальных нормативов позволит устранить перекосы, покончить с кадровой избыточностью, высвободит средства для повышения зарплаты оставшимся.
Другими словами, даже самая совершенная оплата труда не в состоянии решить стоящие перед ней задачи в ситуации, когда, образно говоря, на одного преподавателя приходится один школьник. Никакая экономика (тем более наша) подобную нагрузку не выдержит”.
Вот вам и правда о целях реформы! Из уст правительства.
Две России
Недавно в печати была опубликована статья академика, руководителя экономического отделения РАН, одного из очень уважаемых ученых – Дмитрия Семеновича Львова. Вот что он сказал: за годы реформ на едином экономическом пространстве образовались как бы две России. Два ее образа, удивительно непохожих друг на друга. Первый образ – это богатая Россия, успешно выстраивающая общество благоденствия. Второй образ – бедная Россия со множеством социальных и экономических проблем. На долю первой России приходится примерно 15 процентов населения, на долю второй – 85 процентов. Первая Россия аккумулирует 85 процентов всех сбережений в банковской системе, 57 процентов денежных доходов, 92 процента доходов от собственности и 96 процентов расходов на покупку валюты. Вторая Россия располагает 8 процентами доходов от собственности и 15 процентами всех сбережений. Уровень и образ жизни этих двух Россий несопоставим. Это порождает социальное противоречие – в экономике, в обществе, усиливает противостояние между богатыми и бедными, разрушает духовный мир человека, подтачивает социальное здоровье нации.
Мы с вами сегодня представляем интересы 85 процентов населения России. И от нас тоже зависит – в чьих интересах будет действовать власть.
Владимир ЯКОВЛЕВ,
председатель профсоюза
Комментарии