Музыка живет в ребенке еще до его рождения. Если будущая мама распорядится музыкальной информацией разумно, то малышу повезло: мир будет напоен удивительными мелодиями. Когда-то об этом не задумывались – просто пели. Свое, традиционное, народное. На Руси любое действо всегда сопровождалось пением. Тем более бытовое. Работали в поле – пели, рожали – пели. Свадьба вообще превращалась в трехдневный песенный обряд! Невесту хоронили с плачем в старой жизни и приветствовали радостно в новой. Конечно, у каждого народа собственная песенная традиция, но не знаю ни одного, где лилась бы так протяжно, так раздольно мелодия. Природа русского человека – в песне. Равнинность, широта словно перетекают в звуки, голоса. То заблестит ленивыми волнами Волга, то нагнется от ветра седой ковыль. (Ах ты, сте-епь широ-о-окая, степь раздольная, ой ты, Волга-ма-а-атушка, Волга-во-о-ольная…).
Еще одна особенность: круг как символ солнца. Символ миропонимания, мироощущения. Хо-ро-вод. Все замыкается, ты передаешь свое тепло ему, он – мне, я – тебе. Возвращенное слово, возвращенный взгляд. Круг – это общность.
Сейчас многие говорят: петь умеют только итальянцы. На уровне классического вокала, может быть, им и нет равных, но русская песенная глубина, голосовая чистота, простое и в то же время богатое текстовое содержание отнюдь не хуже. Однако если мы хотим, чтобы наши дети чувствовали песню частью своей сущности, то сами должны петь прежде всего. А мы молчим. Будто онемели разом от какой-то тяжелой болезни. Мало кто слышал мамину колыбельную (Ай ты, котенька-коток, котя, серенький хвосток. Приди, котя, ночевать, мою деточку качать). И мало кто в дальнейшем будет ощущать потребность в песне. В каждом из нас живет природная песенность, но мы разучились ее проявлять. Заменили себя магнитофонами, плейерами. Я не отношусь с предубеждением ко всему новому, нет. Музыка бывает разной. Она не бывает злой. Черный цвет обозначает не только скорбь, он еще символизирует землю-матушку. Вопрос в том, какую цель преследовать, и моя прямая задача как учителя – воспитать вкус.
Школа – это огромное поле деятельности. Мне всегда жаль, что я – одна, у меня только один голос и две руки. А на школьном поле могут взойти талантливейшие семена. Впрочем, речь идет не только об особо музыкальной одаренности ребенка: через изучение, понимание народной песни он обнаружит, что его Отечество – самое славное, самое достойное. Оно – его Родина, его исток, его корень.
Я не могу не петь. Не могу не ощущать, что благодаря этой необходимости вижу мир иначе. Светлее. Поют мой сын, дочь, муж. Поет школа, где часты праздники и концерты. Долго в этом году готовились к проведению масленицы. С настоящими хороводами, костюмами, погремушками, чучелом, запевками и приговорками. Труднее всего пришлось со старшеклассниками. Наши песни в них вызывали явный протест. Прямо-таки неприличным считалось петь: “Шел козел дорогою, дорогою широкою. Нашел козу безрогую, безрогую козу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, мы ножками подрыгаем, подрыгаем, коза”. Как объяснить, что козел – любимый персонаж русских народных праздников! Что исполнять его роль было очень почетно! Сейчас название бедного животного означает ругательство, и дети смеялись и стеснялись слов. Тем не менее масленица прошла. Потом в школу приехала группа английских старшеклассников, и, надо так случиться, по календарю шла настоящая масленица. Решили провести несколько совместных уроков, чтобы познакомить ребят с русской песенной культурой. Вот тут-то и не стало предела моему изумлению. Те дети, что смеялись и стеснялись, задорно и с лукавинкой исполняли выученное, а англичане кланялись им по-русски в пояс. Наши благодаря иностранцам оценили собственное искусство, и не просто высоко, а с чувством гордости! Я никогда не забуду выражения восторга в глазах наших ребят и благодарные отклики англичан. Наверное, ради этого стоит быть влюбленным в уроки музыки, хотя на них отводится всего лишь час в неделю.
Принять этот мир скоростным и строгим нетрудно: время диктует свои условия. Но какой обездоленностью обернется когда-нибудь это отрицание небесной сини, ромашковых лугов, березовой тихой неги, которую и выразить-то словом нельзя, а только песней…
Ирина ДМИТРИЕВА,
учитель музыки 316-й средней школы
Санкт-Петербург
Комментарии