Ознакомившись с проектом «Концепции участия государства в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования», решили высказать на страницах газеты свое мнение.
Система начального профессионального образования существует более 60 лет. Прошедшие десятилетия подтвердили, что качество подготовки молодой рабочей смены учреждениями НПО с честью выдержало испытания и военного, и мирного времени.
Уверены, что новая Россия не сможет в ХХI веке обойтись без эффективной системы начального профессионального образования, которая является фундаментом всего профессионального образования, основой возрождения ведущих отраслей экономики, работающей на запросы общества и государства.
Инженерно-педагогический коллектив профессионального училища №56 города Россоши Воронежской области высказывает свои сомнения в правильности принятого решения о передаче учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации. Что выигрывает молодежь, обучающаяся в системе НПО, «наше будущее», как мы привыкли говорить, от грядущих перемен?
Не надо закрывать глаза на то, что будущее России – не только юристы, экономисты, врачи, не только новые русские, не только средний класс. Это будущее еще и рабочие, профессионально, мастерски подготовленные.
Кто готовит это «будущее»? В основном учреждения НПО. Именно в них удается государству на сегодняшний день сохранить главные принципы Закона «Об образовании» – доступность и бесплатность. Стало традицией, что в учреждения системы НПО приходят дети из социально неблагополучных семей. Для многих из них стипендия – основной доход жизни. Это учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей, из категории социально незащищенных, из семей, где пьет один или оба родителя. Кто сейчас занимается проблемами таких детей, стремясь уберечь их от увлечения наркотиками, алкоголем, от воровства? Это прерогатива учреждений начального профессионального образования, в которые дети идут, зная, что бесплатное получение профессии гарантирует им социальную защищенность, трудоустройство после окончания учебного заведения.
Мы не исключаем, что регион должен и обязан участвовать в решении вопросов развития и совершенствования профессионального образования, формировать заказы по приему учащихся, осуществлять координацию интересов работодателей и учреждений. Но при этом следует, осознавая значимость системы начального профессионального образования, учитывать, готов ли регион взять на себя финансирование учреждений НПО.
Нам кажется, что сбросить финансирование всех и сразу на бюджеты субъектов РФ означает забыть на федеральном уровне о существовании системы НПО.
Система НПО, с точки зрения инженерно-педагогического коллектива училища №56, не сможет развиваться без поддержки государства. Почему мы, мечтая о хорошем образовании в России, об экономическом процветании Отечества, принимаем решение, заранее не способствующее успеху? Почему не думаем о детях, обучающихся в учреждениях системы НПО? Что станет с ними, если в связи с нехваткой средств в регионе одни учреждения НПО будут реорганизовываться, закрываться, в других будет сокращен контингент обучающихся или введено платное обучение? Куда им идти? На улицу – больше некуда. А это ведь самая социально незащищенная часть населения, молодежь, которой сегодня, как никогда прежде, необходимо создавать учебные и трудовые места, предоставлять возможность профессионального становления и самореализации.
С нашей точки зрения, один из вариантов сохранения НПО – переход на смешанную систему финансирования учреждений из бюджетов различных уровней, в том числе на основе многоучредительства, социального партнерства.
Мы согласны с мнением первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олега Смолина, сомневающегося, что тезис авторов Концепции о сокращении участия государства приведет к улучшению ситуации. «В масштабах страны подобный эффект не самоочевиден. В Концепции, как и в Гражданском кодексе, не прописаны организационно-правовые формы автономных учреждений и государственных автономных некоммерческих организаций, отсутствуют какие-либо гарантии получения от государства дополнительных средств, сохранение социальных льгот, в том числе и отсрочки от армии для учащихся…»
Мы считаем, что полный переход учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов РФ разрушит и систему НПО, и систему социальной защиты малоимущих, многодетных, малообеспеченных семей, лишив их возможности дать профессиональную подготовку и диплом своим детям. Не уничтожать, а развивать и совершенствовать систему НПО – такой должна быть основная политика и Министерства образования и науки, и Правительства РФ, и Президента России.
Приглашаем всех читателей газеты высказать свое мнение. Надеемся, что публикации в «УГ» помогут сохранить систему НПО. Ведь для многих ребят из социально незащищенных семей это единственная возможность получить хотя бы начальное профтехобразование.
Инженерно-педагогический коллектив ПУ №56, Россошь, Воронежская область
Комментарии