Свобода творчества и интеллектуальная собственность
Профессия учителя – одна из самых распространенных в нашей стране в сфере интеллектуальной деятельности. Учителя справедливо бастуют, требуя соответствия уровня оплаты их сложнейшего творческого труда действительной его ценности.
В адрес нашей редакции приходят письма с вопросами об интеллектуальной собственности учителя.
Об этом в первую очередь должны знать директора школ, руководители учебных заведений всех уровней, чтобы уметь защищать как свои, так и интересы своих педагогов.
Поэтому гость “Директорского клуба” сегодня – президент Межрегионального научного фонда “Промышленная собственность”, профессор, доктор экономических наук Юрий КОНОВ.
Понятия интеллектуальной и промышленной собственности
Понятия интеллектуальной и промышленной собственности
В более широком смысле интеллектуальная собственность может рассматриваться как юридическое понятие, охватывающее авторское, патентное и другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области образования, производства, науки, литературы и искусства.
По определению Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), промышленная собственность является частью интеллектуальной собственности, используемой в образовании, промышленности и других отраслях непроизводственной и производственной сфер в виде ноу-хау (английское “know-how” – “знать, как” или “знать, как сделать”), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
Указанные виды обьектов промышленной собственности, а также программы ЭВМ и базы данных топологии интегральных микросхем, законодательная охрана которых в России введена с сентября 1992 года, являются наиболее типичными обьектами интеллектуальной собственности учителя.
Интеллектуальная собственность учителя
Очевиден преимущественный удельный вес создаваемых ноу-хау во всех звеньях школьной системы образования. Развитие применения в школе оргтехники, компьютерных, лингафонных классов позволяет прогнозировать создание сначала относительно небольшого, а затем постепенно возрастающего количества изобретений, промышленных образцов, оригинальных программ ЭВМ. Введение частного обучения, развитие различных форм индивидуального обучения в школах-гимназиях, лицеях, колледжах дает основание прогнозировать рост зарегистрированных товарных знаков и числа лицензий, проданных на ноу-хау и товарные знаки. Не претендуя на расстановку приоритетов или рекомендации по методам и формам обучения, рассмотрим на примере начальной школы возможные типичные ноу-хау, отвечающие условиям квалификации ноу-хау ст. 138, 139 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации:
– Элементы системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, разработанные доктором психологических наук, профессором, академиком РАО В.В.Давыдовым – главным научным консультантом Центра развивающего обучения на базе экспериментальной школы-гимназии # 91 РАО, доктором психологических наук Г.А.Цукерманом и др.;
– Организационный механизм и методика обучения грамоте по методу Д.Б.Эльконина, разработанные доктором психологических наук Г.А.Цукерманом;
– Элементы методики кандидата психологических наук Г.Г.Микулиной по обучению математике в первом классе. (Г.Г.Микулина. Учим понимать математику. 1 класс. Пособие для учителя. ИНТОР, Москва, 1995);
– Основа Методического пособия по обучению математике в 1 классе трехлетней начальной школы, разработанного В.В.Давыдовым, С.Ф.Горбовым, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой (В.В.Давыдов и др. Обучение математике. 1 класс, М., МИРОС, 1994 г.);
– Новые разделы методического руководства для учителей, работающих по учебнику И.И.Аргинской “Математика”, 2 класс, 1994 г. (И.И.Аргинская, Математика, 2 класс. Пособие для учителя. М., 1994);
– Новые разделы методических рекомендаций по обучению естествознанию во 2 классе. (Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпивец. Естествознание, 2 класс, методические рекомендации. М., 1994);
– Новые разделы методических рекомендаций по обучению русскому языку в 3 классе (А.В.Полякова. Русский язык, 3 класс, М., 1994);
– Основные положения методических рекомендаций З.И.Романовской по обучению чтению во 2 классе из серии “Методика развивающего обучения Л.В.Занкова” (Романовская З.И. Чтение, 2 класс, методические рекомендации. М., 1994);
– Способ, методика и техника определения ведущей руки ученика, разработанные М.Г. Князевой, В.Ю.Вильдавским (Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика. М., Просвещение, 1991, стр. 137);
– Методика эстетического и нравственного воспитания учащихся в период становления почерка (Е.Н.Потапова. Радость познания. Книга для учителя. М., Просвещение, 1990) и т.п.
Указанный перечень можно продолжить, но уже и он характеризует наличие интеллектуальной собственности учителя, обладающей высокой ценой.
Условия квалификации ноу-хау
В соответствии со статьей 139 “Служебная и коммерческая тайна” первой части Гражданского кодекса Российской Федерации условиями признания (квалификации) ноу-хау могут являться следующие: информация по ноу-хау имеет действительную или потенциальную ценность; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель ноу-хау предпринимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности; срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия вышеназванных условий. Здесь же указано, что лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки.
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 февраля 1995 года, # 800 и введенным в действие с 1 января 1995 года, разрешено использование категории “права на ноу-хау” среди других видов нематериальных активов.
В России, как и во многих странах мира (США, Японии, Германии и др.), в соответствии с законодательством о защите конкуренции, копирование и воспроизводство без получения лицензий является допустимым, если этому не препятствуют особые обстоятельства, в силу которых подобные действия становятся незаконными (например, в силу законодательных актов в области интеллектуальной собственности, принятых в России). В ближайшие годы, по оценке экспертов нашего Фонда, можно прогнозировать тенденцию резкого опережающего увеличения темпов роста количества беспатентных лицензий на ноу-хау по отношению к темпам роста количества лицензий на патентоспособные обьекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и т.п.).
Аналогичны и мировые тенденции на рынке лицензий на ноу-хау.
Если в середине семидесятых годов этого столетия в мире около 25 процентов лицензий было основано на передаче патентных прав, 50 процентов сочетало передачу патентных прав и ноу-хау и лишь 25-30 процентов базировалось исключительно на передаче ноу-хау, то в настоящее время эти соотношения резко изменились. Доля смешанных (гибридных) лицензий, по которым в рамках одного соглашения передаются патентные права совместно с ноу-хау, в технологическом обмене промышленно развитых стран уменьшилась по сравнению с вышеуказанным уровнем вдвое и составляет 25 процентов, а доля лицензий на ноу-хау, наоборот, возросла вдвое и составляет 50 процентов.
Критерии охраноспособности других видов интеллектуальной собственности
Обьектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также изменение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.
К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
В соответствии с Законом Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (статьи 3, 4, 5) авторское право распространяется на любые программы ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в обьективной форме, независимо от материального носителя, назначения и достоинства. Под топологией интегральной микросхемы (далее: топология) понимается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связи между ними.
Закон Российской Федерации “О правовой охране топологий интегральных микросхем” (статьи 1, 3) предоставляет правовую охрану только оригинальной топологии, созданной в результате творческой деятельности автора.
В соответствии со ст.1 раздела 1 Закона Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” товарный знак – это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Выполняя сначала просто различительную функцию, товарный знак по мере признания покупателями (потребителями услуг) маркированной им продукции (услуг) постепенно становится важнейшим средством преемственности рекламы продукции предприятия или организации.
Комментарии