Однажды в Индии в придорожной кафешке я забыл кружку. Я бы не вспомнил о ней до следующего привала, если бы меня не догнала местная девчушка и с милой белозубой улыбкой не вручила мне мою закопченную походную посудину. Поблагодарив ее, я попрощался и уже собирался продолжить путь, как юная индианка стеснительно попросила: «Мистер, можно с вами немного поговорить, я хочу проверить свой английский». Мы немного побеседовали о том о сем, а потом я спросил: «А ты не хотела бы побывать в Европе?» На что девчушка сказала: «Нет, что вы, я же ведь бедная». Прозвучало это без сожаления и укора, просто, спокойно, без тени стеснения. При этом с ее лица не сходила милая улыбка.
Это не реабилитация бедности. Даже не защита ее. Возможно, упрямое желание доказать, что дважды два, пусть и не стеариновая свечка, но и не обязательно четыре. Что-то вроде мозгового штурма наоборот. Психологи иногда советуют так поступать, чтобы развивать креативно-когнитивные способности. Однако, скорее всего, это путешественным опытом достигнутая убежденность, что мир калейдоскопичен, полон самых удивительных вещей. Так, индианка не постеснялась определить свой «бедный» статус и очень просто обозначила его в окружающем мире.
Как не вспомнить тут финскую сочинительницу забавных и поучительных историй о муми-троллях, которая сказала: «В этом мире есть место абсолютно для всего на свете». В том числе, конечно, и для бедности, и для бедняков. Равно как и для богатых. «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет…» – так охарактеризовал бедность и богатство британский премьер-министр и писатель Бенджамин Дизраэли. Мир хижин и мир дворцов – два разных мира. Может, это и так, но они вынуждены соседствовать на одной планете, под одним небом. Но сегодня не о богатстве.
У богатых достаточно и поводов, и власти, и материальных возможностей, и ума, чтобы себя преподнести красиво и эффектно, стать примером для подражания. Ну и последняя причина, которая заставила меня написать эти строки. Мир непредсказуем. В нем «черных лебедей» больше, чем грибов после осеннего дождичка в сосновом бору. В ситуации, когда человек вдруг лишается средств к существованию и становится бедным, как церковная мышь, может оказаться каждый. Как быть? Куда податься? Как поступить? Как отнестись к своему бедственному (или бедному?) положению?
Я не буду касаться конкретных советов по спасению от безденежья и преодолению бедности, рецептов выживания, тех или иных способов поведения, технических приемов, с помощью которых можно выбраться из нужды. Попробую обозначить лишь психологические аспекты. Пусть даже многие из них прозвучат как самоутешение. Но в безнадежной ситуации (очень надеюсь, что временной) это тоже немаловажно. И наряду с волевыми и конкретными попытками преодоления бедственного положения они возымеют свое благотворное действие.
Речь прежде всего о страданиях людей, их представлениях о своей бедности как об ущербности, второсортности. Избавиться от беспокойства из-за отсутствия денег и в связи с этим невозможности по максимуму удовлетворить материальные потребности и духовные запросы можно путем простых умозаключений. Иными словами, нужно попробовать пофилософствовать, стать чуточку мудрецом. Не все, конечно, на это способны. Всякий кузнец своего счастья, но, увы, не своих мозгов. Обратимся к признанным классикам философии. Деньги со всем, что можно на них купить, не одаривают человека всеохватным телячьим счастьем. Для мудрецов всех времен и народов это азбучная истина.
Нет пророка в своем отечестве? Попробуем поискать в других землях. Кое-что, уверен, запомнится. Хотя бы факт общения с мудрецом. Его слово точно не мелкий беззаботно чирикающий воробышек, а серьезная птица дальнего полета. «Отсутствие богатства – это еще не бедность. Бедность – это жажда богатства» – это Сян-цзы, китайский философ, один из восьми бессмертных в даосском пантеоне. Молва гласит, что он особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же отличался веселым нравом, превращавшим его учение в определенное качество жизни. Жаждущий богатства сосредоточен только на этой всепоглощающей цели. Настоящая же жажда удовлетворяется глотком воды, а жажда денег неутолима. Помните сказку о разбитом корыте? Жажда богатства может превратить человека в бедное существо.
Неожиданно, размышляя о природе бедности и ее месте в социуме, я нашел единомышленника в лице… советской власти. В двадцатых годах прошлого столетия дед решил покинуть село и податься в город, чтобы пополнить ряды пролетариата. Местная власть пошла ему навстречу и выдала справку такого содержания: «Справка. Дана ця гр. с. Шульгивки Павлу Селиверстовичу Супруненку втим, що вин есть дійсно бідняк, мае одну хату та 7 душу семни и працює весь час по найму». Думаю, понятно без перевода.
Украинско-русский суржик дает представление о грамотности советских властей. Дед, конечно, воспользовался этим документиком, коряво начерканным на обрывке тетрадного листка, однако на самом деле бедняком он себя никогда не ощущал. Даже не пытался «прибедняться», выбивая у властей какое-нибудь социальное благо. Просто жил, просто трудился (и в селе, и в городе), с прилежанием и удовольствием выполнял любую работу, осваивал разные ремесла, принимал и приспосабливался к разным бытовым обстоятельствам, был не чужд грамоты, которая помогала ему не бедствовать при любой власти, охотно помогал родичам и соседям, никогда не унывал. Стремления к богатству не испытывал, о нем даже и не мечтал.
Достаточным для себя и близких считал свою крышу над головой, под которой было бы тепло зимой и прохладно летом, миску наваристого борща на столе, шмат сала, краюху хлеба и кухоль пахучего узвара. И уважение земляков. Это главное. Можно не иметь большого богатства, иногда даже вполне достаточно элементарных средств для выживания, чтобы с тобой считались, чтобы ты был успешным и востребованным. Если, скажем, сотворил что-нибудь полезное для общества, помог страждущему, обладаешь каким-нибудь необычным ремеслом или занят делом, которое уникально, имеет некую ценность в глазах окружающих.
Недавно увидел по телевизору сюжет, как некий эквадорец Бальтасар в поте лица доставляет в столичное кафе лед с горного ледника, который идет на приготовление оригинальных коктейлей. Платят ему немного, живет он более чем скромно, но вполне доволен жизнью, выпавшей судьбой. Благодаря своему занятию он стал чуть ли не национальным героем. Кстати, почти на всех широтах я, как правило, находил приют не во дворцах, а в бедняцких хижинах простых людей. По-разному может сложиться жизнь старовера, однако если он, естественно, надеясь на Бога – главного судию в земных делах, и сам не плошал, трудился в поте лица, проявлял сметку и старание во благо своего рода (в первую очередь!), земляков, то уважение всей старообрядческой общины ему обеспечено. Это высшая награда для старовера, о другом богатстве и почете (не говоря уже о судьбе!) он и не мыслит.
Бедность понимается как отсутствие прежде всего материальных средств. Разговор о бедности – это прежде всего определение места человека в материальном мире. В мире вещей и предметов, которые обеспечивают благосостояние. Какое? К какому привыкли все, которое принято в обществе и соответствует нормам той или иной среды. Если это так (а это, как говорят в Одессе, таки да), то можно улучшить свое благосостояние или иначе из бедняка превратиться в богача – поменяв среду, а в связи с этим и образ жизни.
Неразлучные спутники бедности (впрочем, как и богатства) – зависть и обида. Они возможны только в социуме. Вырвавшись из его объятий, человек легко избавляется от этих разрушительных чувствований. А вместе с ними и от переживаний по поводу недостатка материальных благ, которые в лесных дебрях, среди гор и бесплодных пустынь совершенно не нужны. Они легко растворяются в лесах, горах, пустынях. Оказавшись вне социума и его ценностей, человек как бы выпадает из мира дворцов и хижин. Я не раз, предпринимая очередное путешествие, принимал свое «малоимущее» (в прямом смысле!) состояние как естественное и, самое главное, единственно возможное благо.
Обремененный вещами, ты одновременно обременен и заботой о них. Все свое ношу с собой, одолевая горные перевалы, пробираясь через лесные дебри. Но при этом испытываю удивительное чувство легкости (легко телу без лишнего груза и голове без мыслей о его сохранности), раскрепощения. В связи с этим, наверное, возможно упомянуть такой распространенный среди многих народов ритуал, как пост. Воздержание от определенного вида пищи, даже какое-то время вообще стремление обходиться без нее – это телесный пост. Но он может быть и духовным. Это значит ограничить свои материальные потребности, общение с людьми (по крайней мере, нежелательными).
Или, скажем, избегать не только лишней траты денег, а попробовать вообще какое-то время обходиться без них. А это значит отгородиться от мира, в котором правят бал деньги. То есть побыть в шкуре бедного человека, у которого ни гроша за душой. Ну, во-первых, лучше поймешь нужды такого бедняка, а самое главное – сам встряхнешься, ощутишь свои настоящие природные потребности, острее почувствуешь их. Это может быть игрой «Принц и нищий», «Сам себе Робинзон», своеобразным экспериментом, испытанием своих воли и сил.
Теперь давайте поразмышляем о некоторых… преимуществах, возможно, даже конкретной и реальной выгоде бедности. «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – банальный риторически-ироничный, чаще всего с уничижительной интонацией вопрос. Но иногда приобретение ума как раз и предусматривает избавление от излишеств. «Сытое брюхо к учению глухо», – говорят по этому поводу в народе.
Земля не только крутится вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Так и человек. Для философов, романтиков и поэтических натур (а среди них не только поэты) это возможность из своих грез и мыслей сотворить скромную, но вполне реальную земную обитель. «Ничего я не желатель, кроме хлеба и воды, нищета мне друг-приятель, давно мы с ней сваты!» – восклицал бродячий философ Григорий Сковорода. Для его «мудрствований», как для индийских йогов, нищенство было единственно приемлемым образом жизни.
Отрешение от материального мира помогает на пути к просветлению, обретению истинной, простой жизни. Отсюда возникновение идеала бедности у некоторых поэтов, поскольку излишние материальные заботы способны лишь отвлечь от состояния умиротворенной печали и помешать видеть окружающий мир в его изначальной красоте. Отсюда и минимализм, который помогает через малое и насущное увидеть и понять суть предметов и явлений.
Сегодня понятие бедности несколько изменилось. Во многих странах человек как бы перешагнул биологическую черту бедности, ниже которой ему грозила гибель от голода. По крайней мере, пусть секондхендовской, но вполне выполняющей свою защитную функцию одежонкой, хоть хлипеньким, но кровом, хоть жиденькой, но юшкой и куском хлеба он обеспечен. У особ, по разным причинам лишенных общепринятых материальных благ, даже появился соблазн возгордиться своей бедностью, возвести ее в ранг привилегированного положения. У некоторых бомжей я замечал удивительную бодрость, уверенную походку, четко устремленный взгляд. Пусть все это и напускное, но разве не на этом часто строятся отношения между людьми? Выпячивание своих достоинств и сокрытие недостатков – суть природы человека. На этом и мир пока держится.
Бедность не порок. Но и не праведность. Богатство не добродетель. Но и не порок. В народе (излишне уточнять, среди какого контингента) существует мнение, что деньги – зло (и это правда, по крайней мере, никто спорить не будет, что зло ходит вокруг денег), но есть еще большее зло – их нехватка. Из двух зол обычно выбирают меньшее? А если так: деньги – добро (и это тоже правда), а их нехватка… да, тоже может быть добром. И не меньшим. Так как худа без добра, как известно, не бывает.
Своеобразным символом такого образа жизни стал некий Дэниел Джеймс Шеллабаргер по прозвищу Суэло. Однажды после очередного духовного кризиса он решил исключить себя из мира денег, однако при этом занял вполне комфортное место в социуме. Его основная «прописка» – пещера в живописной местности американского штата Юта. Однако он регулярно кочует по стране, занимаясь ловлей рыбы, сбором грибов и ягод, научился потреблять и мелких зверушек, которых удается поймать. Пожива находится и на обочинах дорог, и на заброшенных фермах, и в мусорных баках.
Природных благ и тех, что созданы (перепроизведены!) людьми, вполне достаточно, чтобы удовлетворить биологические нужды. Духовную же составляющую бытия Суэло реализует, привлекая внимание окружающих к деталям своего исключительного образа жизни. В личном блоге и сайте он живописно, в романтических тонах рассказывает о своем мoneyless world – безденежном мире. Широкую известность его имя получило, после того как о нем были написана книга и снят фильм «Нулевая валюта», от гонораров за которые герой отказался. Многим такой образ жизни кажется более чем странным, вряд ли кому захочется повторить путь опрощенца, но его пример может действительно стать «наукой» для многих бедняков.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Комментарии