search
main
0

Базовый элемент. Роль первичного звена профсоюза сегодня усиливается

В структуру Общероссийского профсоюза образования входят более 82 тысяч первичных организаций, около половины из них – 39,6 тысячи – действуют в общеобразовательных учреждениях. О задачах и возможностях школьного профкома мы беседуем с заместителем председателя профсоюза Михаилом АВДЕЕНКО.

– Михаил Васильевич, мы знаем, что на всероссийском уровне профсоюз добивается многого. А что может и делает конкретный школьный профком?- Следует начать с того, что достижения нашего профсоюза на всероссийском уровне – результат солидарной деятельности всей нашей организации на всех уровнях, в том числе и первичном. С большим профсоюзом, таким как наш (а это 4412313 работников образования и обучающихся), властные структуры считаются. Если говорить о профкомах образовательных организаций, то их роль сегодня, когда многие полномочия смещаются на региональный и локальный уровни, значительно возросла.В полномочия первичных профсоюзных организаций и их представителей входит участие в проверках за соблюдением работодателями – образовательными организациями трудового законодательства (ст. 370 ТК РФ), представительство интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, контроле за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении образовательным учреждением, рассмотрении трудовых споров с работодателем (ст. 29 ТК РФ).Сегодня в соответствии с Трудовым кодексом РФ системы оплаты труда в образовательных организациях устанавливаются коллективными договорами либо локальными нормативными актами, а в некоторых случаях – несколькими актами различного уровня, и их принятие идет с учетом мнения либо с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации. Это закреплено в ст. 8, 372 ТК РФ, ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Коллективный договор в конкретной школе может устанавливать дополнительные гарантии и меры поддержки работников по сравнению с действующим законодательством, и мы нацеливаем наши первичные организации на содержательную работу над этим документом. Так, например, в коллективных договорах образовательных учреждений предусматриваются дополнительные дни к отпуску работникам с ненормированным рабочим днем, выплаты при выходе на пенсию, при рождении ребенка, в случае длительной болезни и при других обстоятельствах, доплаты не освобожденным от основной работы председателям профкомов и др.В индивидуальных трудовых отношениях (то есть в отношениях работник – работодатель) профсоюз представляет в первую очередь интересы своих членов. Но работники, не состоящие в профсоюзе, могут обратиться к органам первички с просьбой представлять их интересы.Не остаются без внимания профкомов и вопросы охраны труда, аттестации рабочих мест, повышения правовой грамотности членов профсоюза, оказывается помощь в организации системы наставничества, социальная и психологическая поддержка…Перечисляя все это, еще раз понимаешь, насколько велика роль первичного звена в нашей деятельности. Не случайно девизом Года первичной профсоюзной организации, который мы проводили в 2012 году, были слова: «Сильная первичка – сильный профсоюз!» Это действительно так.- Получается, что председатель профкома должен разбираться в законодательстве, быть хорошим организатором, психологом… Но лидеры школьных первичек – это, как правило, обычные учителя, не имеющие, например, юридического образования. Где они могут получить необходимые знания?- Безусловно, мы понимаем, какая ответственность лежит на наших профсоюзных активистах, которые работают на переднем крае, в коллективах, и стараемся оказывать им всестороннюю помощь, в том числе через сложившуюся систему обучения. Для уровня первичек это постоянно действующие семинары и школы профактива, профсоюзные кружки, в каникулярное время – летние и зимние профсоюзные сессии, проходят также совместные семинары для директоров школ и председателей профкомов, тематические вебинары и т. д. Такое обучение проводится региональными и местными организациями профсоюза. Профактив образовательных организаций принимает участие и во всероссийских мероприятиях – Всероссийской педагогической школе профсоюза, конкурсе «Студенческий лидер», который включает образовательные модули, в летнем тренинг-лагере по подготовке лекторов профсоюза. Обучение и обмен опытом идут и посредством интернет-проектов.Почти во всех региональных и межрегиональных организациях профсоюза есть правовые (главные правовые) инспектора труда – профессиональные юристы, которые оказывают правовую помощь и рядовым членам профсоюза, и активистам. Кроме того, в профсоюзе создана и активно функционирует система внештатных правовых инспекторов труда. Наши юристы не только проводят обучающие семинары для профактива, проверки в образовательных учреждениях, но и при необходимости бесплатно представляют интересы членов профсоюза в суде.- Какую помощь со своей стороны оказывает первичным организациям ЦС профсоюза?- В первую очередь это методическая и правовая помощь. Мы публикуем на нашем сайте, распространяем по всей структуре профсоюза методические сборники и комментарии к новым законам и подзаконным актам, которые принимаются и в сфере образования, и в сфере труда. Пример последних изменений вы знаете – вышло новое постановление Правительства РФ о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках, вышли новые приказы Минобрнауки России о порядке аттестации, о продолжительности рабочего времени и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников. Эти и другие новые нормативные акты были приняты в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ».Этот год объявлен в профсоюзе Годом молодежи. Мы понимаем, как трудно молодым специалистам, впервые перешагнувшим порог школы, адаптироваться в педагогическом коллективе. И считаем, что профком здесь должен играть одну из ведущих ролей. В том числе привлекая Совет молодых педагогов. У нас при ЦС профсоюза и практически при всех региональных организациях такие советы есть.- Почему, по вашему мнению, сегодня появляются альтернативные профсоюзы в сфере образования?- Здесь нужно понять, о какой альтернативе идет речь, по отношению к кому? Мы не считаем, что другие профсоюзы, существующие в сфере образования, по отношению к нам альтернативные. Если люди уверены, что именно в этом профсоюзе им будет удобнее решать определенные задачи, это их право. Мы не можем подвергать это право сомнению. Главное, чтобы эти профсоюзы участвовали в решении задач, которые стоят перед работниками образования в целом. А проблем у нас много.С моей точки зрения, привлекательнее быть членом более массового, большого профсоюза хотя бы потому, что с большим профсоюзом, как наш, властные структуры считаются. Маленький профсоюз могут не заметить, большой не заметить труднее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте