search
main
0

Базовые эмоции. Воспитание здоровой личности в детском саду

Мама и папа работают. Бабушки-дедушки далеко. С кем оставить малыша? Можно нанять няню, если позволяет семейный бюджет. Однако самый оптимальный вариант – отдать ребенка в детский сад. Тем более что дошкольное образование в Оренбуржье активно развивается.

Новые стандартыПеред педагогами дошкольного образования стоит важная задача – подготовить ребенка к школе. Причем так, чтобы из стен детского сада будущий первоклассник вышел физически крепким, коммуникабельным, с развитым (по возрасту) кругозором. – Чтобы обеспечить доступность и качество дошкольного образования в Оренбуржье, создать условия для его системного обновления в условиях внедрения новых федеральных государственных требований, на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета создана стажировочная площадка, – рассказывает первый заместитель министра образования области Ольга Озерова. – Очное и очно-заочное обучение на базе площадки проходят муниципальные команды, в составе которых специалисты районных отделов образования, заведующие детскими садами, воспитатели и узкие специалисты. И это очень важно, ведь ключевая цель программы – создать муниципальные модели дошкольного образования в каждой территории с учетом климатических, природных, этнокультурных особенностей того или иного района и города. Уже подготовлены 30 тьюторов и 190 стажеров. О формах и методах, которые используются при обучении специалистов-дошкольников, мы узнали у заведующей кафедрой педагогики и психологии Института повышения квалификации Оренбургского госпедуниверситета профессора Ольги Тавстухи. – Ядро обновления – системно-деятельностный подход и гуманитарность. Сегодня роль дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы не обучать детей грамоте, письму, счету, а подготовить их к восприятию новых знаний. Малыши будут погружены в образовательную деятельность. Вместо традиционных занятий в рамках проекта мы предложили новую форму – культурно-антропологические практики. Они будут способствовать вхождению ребенка в социум. Мы должны научить его вести себя в окружающем пространстве, в том числе и в домашней среде. Для дошколят очень важно уметь взаимодействовать и со взрослыми, и со своими сверстниками. Большое внимание планируется уделять формированию эмоциональной сферы. Воспитатели будут учить детей управлять чувствами. Предусмотрена обязательная работа с родителями. Это очень важный момент. Ведь если у мам и пап нет эмоционального контакта с детьми до пяти лет, нет духовной близости, то ребенок не научится распознавать даже базовые эмоции. И ему будет трудно адаптироваться в школе, в обществе. Появятся комплексы. А они в свою очередь могут привести к самым нежелательным последствиям. Особое внимание в проекте уделяется детям с ограниченными возможностями. В рамках инклюзивного воспитания предусмотрена большая коррекционная работа. У нас в области есть практические примеры внедрения инклюзии – интеграции, когда одновременно со здоровыми детьми в группе занимаются ребятишки с особыми потребностями здоровья. Это могут быть речевые, слуховые, рефлекторные нарушения. Инклюзия, во-первых, корректирует проблемы, а во-вторых, помогает воспитать толерантное отношение к таким детям со стороны здоровых сверстников, дает им возможность найти свое место в социуме.Соблюдение прав и предоставление свобод и новых возможностей малышам – вот наша основная задача. Обновляется система оценивания качеств личности. В рамках проекта предусматривается создание новых групп: кратковременного и вечернего пребывания, по уходу и присмотру за детьми. Разрабатываются модели семейных групп. Создаются круглосуточные дошкольные учреждения. В области уже есть детские сады, которые работают по данному проекту. Это базовые площадки института повышения квалификации Оренбургского госпедуниверситета. На одной из таких площадок мы побывали, чтобы воочию увидеть, как живут его маленькие обитатели в новых предлагаемых условиях.Жизнь в «Теремке»Внешне детский сад №171 города Оренбурга – симпатичное здание, действительно похожее на сказочный теремок. Внутри чисто, светло и уютно. Кругом картины и цветы. Приветливый персонал.Надеваем бахилы и проходим в кабинет заведующей. Хозяйка, Валентина Григорьевна Зорина, радушно встречает нас на пороге. Приглашает пройти в методический кабинет. По дороге мимо нас с веселым гомоном пролетает стайка ребятишек с листами цветного картона в руках. Каждый вежливо здоровается. Шустрые, забавные, они сразу настроили на беседу. Держа наготове диктофон, обращаюсь к директору с первым вопросом: – Как, на ваш взгляд, проходит эксперимент? – Мы, как и другие детские сады, участвующие в проекте, находимся в поиске новых форм и содержания. Провели большую подготовительную работу с нашими педагогами. Изучили программу, федеральные государственные требования, провели методические мероприятия: педсоветы, консультации, семинары. Определили перспективное календарное планирование. Это огромный труд, который требует осмысления в первую очередь от нас, от руководителей, и от педагогов. Нельзя сказать, что это далось легко. Чтобы получить практическое представление о деятельности дошкольного учреждения, мы отправляемся на экскурсию по саду. Валентина Григорьевна и ее заместитель Любовь Александровна Белова стали нашими гидами. Детский сад работает по новым стандартам совсем недавно, с прошлого года. Основные принципы новой системы дошкольного образования – действие, движение, развитие – вот составляющие в воспитании полноценной, здоровой личности! – У нас каждая неделя посвящена какой-то одной теме, – поясняет Любовь Александровна, – и каждый педагог готовится в этом направлении в соответствии с возрастными особенностями развития воспитанников. К примеру, в старшей группе сегодня тема «Родина». Важно, чтобы у детей сформировалась единая картина мира. При этом мы используем комплексно-тематический подход. Например, руководитель изостудии предлагает нарисовать свой дом, сделать аппликацию Кремля. На музыкальном занятии дети прослушают гимн и педагог объяснит, что это один из главных символов нашей Родины. Затем ребята послушают композицию о русских березках и будут водить хоровод. В общем, каждый педагогический работник расскажет о Родине и весне, исходя из своей специализации. Проходим в другую группу. Там детвора с удовольствием играет с большими мягкими кубиками, на которых написаны цифры. К слову, прекрасная оснащенность дошкольного учреждения сразу бросается в глаза. – После того как мы получили статус стажировочной площадки, Министерство образования области поставило нам обучающее, спортивное, игровое оборудование, – говорит Валентина Григорьевна, – и это позволило существенно обновить материальную базу детского сада. В следующей групповой комнате собрались маленькие ученые. Сегодня в своей игрушечной лаборатории они изучают ткань. Опытным путем при помощи воды определяют, из чего прочнее получится одежда – из материала или из бумаги. Затем часть малышей устраивается перед игрушечным компьютером, а другие отправляются рыхлить и поливать свой мини-огород – большой черный ящик с зеленым луком, посаженным, конечно же, самими ребятами. Настоящий восторг вызывает спортзал. Вот где раздолье! Дети очень любят здесь заниматься. Десятки разноцветных мячей всех форм и размеров, беговые дорожки, велотренажеры, обручи, кольца, шведская стенка. Занятия проходят весело, под музыку. Валентина Григорьевна показала мне стенд с изображением солнышка и тучки. Под ним – магнитные смайлики желтого, зеленого и синего цветов. С их помощью дети сами определяют, в каком настроении пришли на занятия – мрачном, среднем или солнечном! Кстати, в детском саду есть комната психологической разгрузки и кабинет для индивидуальных занятий с психологом. Нам также удалось побывать на занятиях у логопеда. Маленькая Настя с интересом слушала рассказ педагога о язычке, который пошел погулять, а затем с удовольствием выполняла специальные упражнения. Через игру ребенок работал над своей речью. В 171-м детском саду активно внедряют на практике метод инклюзии. Воспитанники с нарушениями речи находятся в одной группе со здоровыми детьми, и это помогает ребятам более уверенно справляться со своей проблемой. Дети лучше усваивают уроки, стремятся говорить так же, как сверстники, и у них это получается. Для себя я отметила, что и воспитатели, и младший персонал дошкольного учреждения здесь включены в процесс игры. Они не доминируют, находятся не над детьми, а вместе с ними. Быть ближе к ребенку – вот одна из особенностей новой программы. Помогать, а не диктовать и поучать. То есть быть ребенку не просто наставником, но и другом! Можно с уверенностью сказать, что взрослые и дети в «Теремке», как в известной сказке, стали добрыми друзьями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте