Сергей МАДИЛОВ, директор политехнического колледжа №39, председатель Совета директоров колледжей Москвы:
– Наша память еще не стерла то непростое советское время, когда образовательные учреждения финансировались по остаточному принципу, когда денег едва хватало на текущие расходы. Картина резко изменилась в 2005 году после принятия программы Правительства Москвы по реорганизации системы профессионального образования. За эти годы значительно улучшилась материально-техническая база колледжей, что явилось главным условием для их развития.
Известно, что образование важнейший фактор развития общества, фактор, влияющий на качество жизни, которое во многом зависит от качества труда и качества производимых изделий или оказываемых услуг.
Безусловно, в конечном продукте труда присутствует деятельность многих людей – и ученых, и конструкторов, и инженеров. Но немаловажное звено тот самый высококвалифицированный рабочий и специалист, из рук которых непосредственно и выходит продукт высокого качества.
Тревожным стал тот факт, что специалистов с высшим образованием в настоящее время готовят больше, чем с начальным или средним профессиональным. Это приведет к тому, что экономика очень скоро столкнется с еще более серьезными проблемами, связанными с нехваткой рабочих рук. На наш взгляд, ситуация, складывающаяся в системе образования, достаточно благоприятна для изменения в уже ближайшем будущем дисбаланса в структуре подготавливаемых кадров. Помощниками в этом могут стать ЕГЭ и ГИА в 9-х классах. Благодаря этим формам аттестации многие родители стали уже адекватно оценивать возможности своих детей, их способность выдержать эти виды испытаний. Быть может, эта реальная оценка позволила большинству колледжей в этом году выполнить контрольные цифры приема. Это значит, что в нынешней ситуации для системы образования Москвы на первый план выходит непростая работа по профессиональной ориентации учащихся школ.
Работа по профессиональной ориентации, ее качество и результативность, важна со многих точек зрения. Во-первых, она помогает обеспечить набор в колледжи. Во-вторых, позволяет решить социально-экономические потребности города в требуемых рабочих и специалистах среднего звена. Но самое главное – она определяет профессиональную карьеру молодого человека и воздействует на развитие личности.
«Благодаря» рекламе в СМИ и на TV вольно ограниченное число профессий и специальностей известно школьникам. Это, мягко говоря, затрудняет адекватный выбор профессии, зачастую подросток делает выбор не по своим психофизиологическим показателям, не с учетом личных склонностей и индивидуальных особенностей, а под воздействием престижа в названии, по совету родителей или друзей. В дальнейшем это приведет не только к низкой производительности труда, но и к тому, что самоопределение личности будет испытывать постоянные кризисы.
В сложившейся ситуации должна быть выстроена научно обоснованная система профессиональной ориентации, в которую должны быть вовлечены все учреждения МДО и большинство социальных институтов общества.
Московский регион традиционно складывается как единый индустриальный комплекс с опережающим относительно многих других территорий уровнем производства и обслуживания, с присущей ему системой профессиональной подготовки кадров, нацеленной на обеспечение квалифицированными специалистами предприятий всех отраслей городского хозяйства.
На современном этапе развития системы профессионального образования России происходят значительные изменения, связанные с перераспределением функций и ответственности в вопросах воспроизводства трудовых ресурсов. Государственная централизация системы подготовки кадров уступает место региональной самостоятельности по многим направлениям, в том числе в определении содержания профессионального образования и модели его организации. В Москве накоплен значительный опыт в организации разноуровневой подготовки кадров, используются интеграционные механизмы, обеспечивающие построение новых, востребованных образовательных траекторий. С учетом этого можно констатировать: в городе созданы условия для разработки и внедрения региональной инновационной модели профессионального образования, которая призвана стать не только средством для решения основной задачи по повышению качества профессионального образования, но и системообразующим механизмом его получения. С этой целью предлагаю провести комплекс мероприятий, в который войдут:
определение научно-педагогических основ формирования и развития региональной модели профессионального образования;
разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование московской региональной модели;
комплексное методическое обеспечение каждого из образовательных модулей модели;
сопряжение содержания модулей с государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.
Комментарии