20 декабря стартует первый этап совместного проекта «Учительской газеты» и МГТУ имени Н.Э.Баумана – олимпиада «Профессор Жуковский» в рамках олимпиады «Шаг в будущее». Високосный год привнес в олимпиадное движение некоторые изменения, закрепленные в том числе и на законодательном уровне. Так, если в 2007 году олимпиада проходила на правах образовательного эксперимента и на проведение ее требовалось особое разрешение Министерства образования и науки РФ, то в 2008 году олимпиады школьников получили официальный статус, позволяющий вузам устанавливать льготы при поступлении для их победителей и призеров. «Олимпиада носит ярко выраженный профилированный характер и оживляет школьные знания, – утверждает начальник управления «Образовательные и научные молодежные программы и проекты» МГТУ имени Н.Э.Баумана и руководитель программы «Шаг в будущее» Александр КАРПОВ. – Наша задача не просто посадить школьников решать задачи, а ориентировать их на определенные разделы, например физики, которые понадобятся при обучении в вузе на конкретной специальности».
– Александр Олегович, что изменилось в порядке проведения «Шага в будущее» в целом и «Профессора Жуковского» в частности?
– Для начала давайте разделим Всероссийскую олимпиаду «Шаг в будущее» на два равноправных олимпиадных соревнования. Первое – это требующее исследовательской работы научно-образовательное соревнование, оценка в котором складывается из двух частей: решение творческих задач по профилированным предметам и защита исследовательской работы перед компетентным жюри. Второе, собственно говоря, и есть «Профессор Жуковский» – соревнование академическое, более массовое. «Профессор Жуковский» рассчитан на творчески мыслящих ребят, не имеющих возможности заниматься проектной деятельностью.
Что касается изменений, то существует Российский совет олимпиад школьников. Этот совет в начале сентября разработал и утвердил документы, где олимпиады школьников были рассмотрены на предмет вхождения в министерский перечень и им были присвоены уровни. Всего уровней три. Они различаются по количеству участников, по количеству субъектов РФ, которые принимают участие в соревновании. Так вот олимпиада «Шаг в будущее» и вместе с ней «Профессор Жуковский» – это как раз олимпиада первого уровня, которых всего чуть более десятка. Когда мы собирали статистику, то выяснилось, что в 2007-2008 учебном году участвовали в олимпиаде «Шаг в будущее» более ста тысяч ребят из 62 регионов России.
– Какие льготы при поступлении дает диплом победителя или призера олимпиады?
– Олимпиады первого уровня – это соревнования, дающие максимальные льготы своим участникам, то есть поступление на специальности вузов, соответствующие профилю олимпиады. При этом в программе «Шаг в будущее» участвуют более девяноста вузов по всей России, так что, я думаю, проблема поступления для наших лауреатов не стоит. Зачисление в вузы происходит без экзаменов в количестве до 45 процентов от участников второго, заключительного, этапа олимпиады. Огрубляя, если в олимпиаде участвовали пять тысяч человек, то чуть меньше чем 2,5 тысячи дипломов первой, второй и третьей степеней позволят нашим будущим абитуриентам поступить в технические вузы.
Напомню, что законодательно условиями конкурса в вузы должно быть гарантировано зачисление граждан, «наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего профессионального образования». Часто обращают внимание лишь на первую часть этого законодательного установления: «наиболее способных», на вторую же – «готовых к освоению программ» в конкретной профессиональной области – нет. Наша олимпиада предполагает отбор не только по общим способностям участников олимпиады, но и по тем задаткам, которые будут играть главную роль в их профессиональном будущем. ЕГЭ, например, в этом вопросе диагностирует, так сказать, «общую температуру по больнице» и не нацелен на сфокусированную оценку компетенций в сфере будущей специальности. А ориентация олимпиады на программу будущего профессионального обучения – это очень важно. В этом смысл дополнительности олимпиад по отношению к ЕГЭ.
– Каким же образом с учетом сложности заданий вы проводите отбор будущих студентов?
– В этом и заключается идея так называемых профилей. Профиль – это перечень конкретных разделов школьных предметов, которые наиболее близки определенным специальностям. Взять, например, специальности «прикладная механика» и «лазерные технологии». Так вот если говорить о школьной квантовой физике, то для будущего специалиста по прикладной механике квантовая физика не является тем разделом физики, который с высокой степенью вероятности понадобится ему в дальнейшем. Значит, для успешного участия в олимпиаде по профилю «прикладная механика» раздел «квантовая физика» из школьной программы досконально учить не обязательно. Необходимые общие представления по разделу «квантовая физика» в данном случае обеспечиваются ЕГЭ.
Структурно схема профилирования олимпиады будет оформлена так: каждый из разделов предмета в конкретном профиле имеет набор цифр по вертикали. Первый столбец – «вес раздела» – то, как «количественно» в заданиях будет присутствовать этот раздел. Если вес раздела «ноль», то, значит, квантовая физика, например, по профилю «механика», не нужна, если вес – «четыре», то будь добр, учи, если вес – «один», то вероятность появления раздела незначительна.
Кроме того, выявлены главные предметные диапазоны, то есть разделы физики и математики, по которым надо готовиться в первую очередь. Каждый раздел имеет еще и уровень сложности. Всего уровней шесть. Задач первого и второго, как правило, не бывает, третий – стандартный тестовый, четвертый – между тестированием и олимпиадой, пятый – олимпиадный, и шестой уровень, как мы его называем, «сверхолимпиадный». Таким образом, молодой человек знает, какие требования к нему будут предъявляться.
– Первый этап «Профессора Жуковского» стартует 20 декабря. Как будет проходить олимпиада?
– Да, 20 декабря на сайтах МГТУ имени Н.Э.Баумана (www.step-into-the-future.ru) и «Учительской газеты» (www.ug.ru) будут вывешены задачи первого этапа, модельные варианты профилей, а также вся информация по олимпиаде. Модельный вариант каждого профиля (пять задач по физике и пять по математике) включает не типовые задачи, а дает возможность сориентироваться в уровнях сложности и содержательной части задания, которое ждет участников на заключительном (втором) этапе олимпиады.
Не имеет значения, каким образом ребята будут решать задание первого этапа: самостоятельно или с помощью учителей. Главное, чтобы молодой человек понимал – мы даем ему варианты, на которые он должен ориентироваться. Фактически это квалификационный этап. В любом случае участники должны будут прислать нам тетради с решениями и заполненные анкеты с указанием профиля и специальности, на которую они претендуют.
Тут надо уточнить, что в этом году в проведении «Профессора Жуковского» непосредственно участвуют четыре вуза, каждый из которых имеет определенное количество профилей. МГТУ имени Н.Э.Баумана имеет пять профилей, Московский институт радиотехники, электроники и автоматики – два профиля, Московский государственный текстильный университет имеми Косыгина – один профиль и Липецкий государственный технологический университет – три профиля. Профили и задания на сайтах будут вывешиваться по очереди.
Далее мы проанализируем полученные материалы и опять же вывесим на сайтах фамилии молодых людей, прошедших первый этап, которые должны будут на четыре дня в середине марта 2009 года приехать в Москву для участия в заключительном этапе олимпиады. Как вы понимаете, второй этап будет проходить в строгих условиях, которые полностью исключают списывание. После этого этапа собирается жюри, принимает решение, которое опять же вывешивается в Интернете. Насколько мне известно, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана Игорь Борисович Федоров планирует высылать каждому лауреату персональное приглашение для прохождения обучения по выбранной специальности.
– Александр Олегович, насколько я знаю, учителей, подготовивших дипломантов для поступления в вуз, планируется поощрить. Каким образом?
– Действительно, каждый бланк с заявкой будет содержать графу, в которой молодой человек может указать информацию, кто ему помогал подготовиться. Мы соберем эти сведения. Само собой, что участие педагогов в подготовке кадров для будущего науки будет неким образом поощрено. Правда, пусть награда пока останется секретом.
Важно понимать, что можно много говорить о будущем страны, но пока нет детей, которые это будущее способны создавать, никакое светлое завтра нас не ожидает. Так что поощрять людей, способствующих возрождению творческой элиты России, необходимо.
Комментарии