Недавно мне довелось присутствовать на организованном газетой «Комсомольская правда» показе нового фильма «Училка». Главную роль в нем блистательно исполнила Ирина Купченко. Это замотанная школьной жизнью, аттестациями и стандартами пожилая «училка», которая ненавидит и не понимает детей, – и они отвечают ей тем же. И только экстремальные события (пистолет у одного из учеников) приближают их к взаимопониманию, а героиню Купченко – к тому, чтобы почувствовать себя живой. Но не дай бог, чтобы каждой училке именно таким путем приходило спасение от профессиональной деградации.
В аудитории не раз возникал вопрос: как же все-таки обстоит дело в современной школе – так, как мы слышим в многочисленных оптимистических отчетах, или так, как показано в этом фильме? А если так, как в «Училке», то чем это вызвано? Дело, думается, в том кризисе доверия, который существует сегодня на самых разных уровнях и как следствие между учителем и учениками, в школьном классе. А кризис этот вызван теми двойными стандартами, на которых держатся нынче некоторые образовательные «достижения».Вот, например, на августовском педсовете в одном регионе заместитель министра образования бодро рапортует о том, что в рамках совершенствования «патриотического воспитания» у каждой школы области к 1 октября будут установлены флагштоки с флагами Российской Федерации, области и района. Но умалчивает зам. министра о том, что в директиве, разосланной по образовательным учреждениям, указана необходимая модель флагштоков (с маковкой), стоимость которых для школы составит более 80 тысяч рублей, которые та должна изыскать из собственных средств. Интересный получается патриотизм – за счет детей, их родителей и учителей.Одновременно с этим чиновница в роно определяет разнарядку по количеству детей, которые должны в каждой школе принимать участие в конкурсах и олимпиадах; учителя в учительской обсуждают, какой учебник они запишут в программу, а по какому будут реально работать; ученики перед очередной внешней диагностикой, понимая, что это важно для школы (сейчас ведь время рейтингов, зеленых и красных зон), готовятся к виртуозному списыванию.Где-то между этими действиями затерялись те прекрасные смыслы, которые вложены в новые федеральные государственные образовательные стандарты, концепцию воспитания до 2025 года и профессиональный стандарт педагога. Затерялись в ошибках управления, все дальше уводящего реальность бумаг от реальности жизни, не доверяя школе и учителю. И существующая внутри этой системы «училка» уже идет по коридору в школьный класс…Самый счастливый персонаж в фильме режиссера Алексея Петрухина – завуч в исполнении Розы Хайруллиной. Она всем замученным проблемами взрослым в школе – от молодой директрисы до приехавшего на штурм омоновца – доверительно протягивает шоколадные батончики: нате, мол, возьмите, скушайте конфетку и успокойтесь. Такую бы в каждую школу, а заодно и в каждое управление образования – глядишь, и зажили бы с душой.
Комментарии