Английским учителям в пору занимать у полицейских подразделений предохранительные шлемы и жилеты, чтобы хоть как-то обезопасить себя от хулиганских выходок своих милых учеников. Нападение на педагогов, согласно только что опубликованным данным специального исследования о поведении в классах, приняло без преувеличения массовый характер: сотни подобных инцидентов регистрируются в здешних школах ежедневно.
Наблюдения за поведением на школьных уроках лишь в одном отдельно взятом регионе Англии засвидетельствовали в течение десяти дней тысячу(!) случаев физического нападения или словесного оскорбления преподавателей их учениками.
В ходе одного из таких инцидентов пятнадцатилетняя школьница сначала предприняла психическую атаку на свою учительницу, начав орать на нее благим матом, а затем перешла непосредственно к боевым действиям, трижды ударив свою «мисс» компасом по шее. Девятилетний ученик начальной школы ударил учительницу, пообещав при этом, что его папа «еще добавит» и побьет ее как следует.
И что же при этом педагоги? Подставляют другую щеку? Бывает и такое. Но редко. Как правило, на хулиганов ищут управу, ставя их «на отчет» перед школьным руководством, временно исключая из школы, а в особо криминальных случаях передавая дело в полицию. Однако случается, что неуправляемое поведение ученика провоцирует учителя и на откровенно антипедагогические поступки, которым, разумеется, оправдания нет, а вот понимание есть: сдают нервы…
У мисс Сэнди Боа, педагога с безупречной репутацией и сорокалетним учительским стажем, нервы сдали после долгих и изнурительных попыток усмирить своего восьмилетнего воспитанника, который категорически отказывался сидеть на своем месте за партой и броуновским движением по классу в процессе урока сводил на нет весь учебный процесс. Когда словесные увещевания доказали свою полнейшую неэффективность, учительница спросила несносного мальчишку, не желает ли он, чтобы его привязали к стулу? И то ли сама эта шальная идея вдруг ввела опытного педагога в грех, то ли упрямство малолетнего бунтаря, презревшего угрозу и снова вышедшего из-за парты, застило разум – только мисс Боа и впрямь привела свою угрозу в исполнение. Она послала свою классную ассистентку в школьный спортзал с тем, чтобы та принесла веревочную скакалку, и этим «орудием» расшалившийся ученик был в итоге привязан к стулу. Не сильно, прямо скажем, привязан, а так, больше для виду… И надо думать, спустя минуту-другую «пленника» отпустили бы на свободу. Но… тут в класс возьми да и войди директор школы.
Что было вслед за этим, догадаться нетрудно. Мисс Боа временно отстранили от ведения занятий, ее дело передали на рассмотрение в административные образовательные инстанции.
Мораль сей басни? Покуда не написана. Частоколом стоят лишь вопросительные знаки. Если ученик нападает, имеет ли педагог право на самозащиту? Если безоружным оказывается слово учителя, какие дополнительные меры он вправе взять на вооружение? То, что наблюдается с дисциплиной в сегодняшней школе, исторических аналогов не имеет. Когда-то розги ходили по спинам бедных учеников, даже если были они без вины виноватыми. Сегодня ученическая «розга» все чаще стала гулять по спинам учителей. Авторитет современного педагога – на рекордно низком уровне, констатируют те, кто занимается исследованием вопросов дисциплины. А стало быть, в школе может наблюдаться (и нередко наблюдается!) разгул детской вседозволенности. Готова ли в связи с этим сегодняшняя педагогика внести поправку в свои кодексы и уставы?
Лондон
Комментарии