search
main
0

Барышня-крестьянка и борщевик Сосновского Литература глазами биолога

Особенность педагогического мышления состоит в том, что если задаться целью, то можно буквально из ничего создать оспитательный момент. Что уж тут говорить о тех ситуациях, в которых эти моменты сами так и просятся применить их на практике.

Допустим, выходит нормальный человек из тамбура, в котором курильщики заплевали весь пол, и возмущается. И это вполне естественно! Я же, кроме этого, в специально отведенном для этого уголке памяти делаю пометку: когда будем проходить выделительную систему, нужно не забыть упомянуть, что яды из организма выделяются не только с мочой, калом и потом, но также и со слюной. (Наглядный пример тому – описание того, как Том Сойер с друзьями пытались начать курить, подражая Гекльберри Финну. Помимо классических симптомов отравления (тошнота, головокружение, побледнение), у них наблюдалось и чрезмерное слюноотделение).
Вообще-то, если начать смотреть на мир глазами озабоченного методиста, добрая половина произведений искусства перестанет восприниматься как нечто цельное, законченное, гармоничное. Допустим, описана трогательная ситуация: рыцарь, сраженный копьем в поединке, много дней мечется в бреду, а ухаживает за ним прелестная дама. Но автор опускает неинтересные массам подробности: например, почему через неделю он встал ослабшим, но почему-то гладко выбритым, как и до поединка, с незасаленными волосами. Или другой момент, как в великолепной экранизации повести Пушкина “Барышня-крестьянка”: главная героиня пробегает по тропинке через луг, заросший огромными зонтиками борщевика Сосновского. И сразу нарушается все обаяние картины, потому что знаешь, этого не могло быть. Ведь этот злющий трехметровый гигант появился в средней полосе лишь несколько десятилетий назад. И фильм сразу теряет ощущение времени и реальности. Как если бы армия Юлия Цезаря шла в поход по асфальтированной дороге.
Поэтому постараюсь приводить примеры тех произведений, которые можно самому прочитать с удовольствием и посоветовать прочитать другим.

Тема: “Вегетативное размножение растений”.
В романе Даниэля Дэфо “Робинзон Крузо” описан момент, как главный герой строит себе убежище на необитаемом острове. Для защиты от врагов и диких зверей он обносит свое жилище забором из кольев. Как потом оказалось, эти колья прекрасно укоренились, и через некоторое время забор превратился в непроходимую стену деревьев, растущих бок о бок.
Это пример того, как способность растений размножаться стеблевыми черенками как нельзя кстати пригодилась человеку. Чего нельзя сказать о герое повести Андрея Некрасова – капитане Врунгеле. Как известно, по чьей-то халатности при постройке шхуны “Беда” использовался сырой лес. А поскольку судно некоторое время стояло пришвартованным к берегу, доски обшивки дали корни. Поэтому при старте корабль с огромным трудом оторвался от земли, прихватив с собой маленький островок с людьми.
Тема: “Правила и принципы охраны природы”.
Согласно первому правилу любой ресурс, объект и любое природное явление нужно рассматривать с различных точек зрения, ракурсов и позиций. Поэтому не грех вспомнить басню И.А.Крылова:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала…
Как видите, свинья рассматривала Дуб только как возможность почесать рыло, не связывая воедино корни, дерево и его плоды.
Тема: “Атавизмы”.
“Сто лет одиночества”, Габриэль Гарсия Маркес. Автор описывает историю одной деревни, затерянной в джунглях Южной Америки. В самом начале упоминается один из предков рода, основавшего деревню. У него до сорока двух лет был недостаток, тщательно скрываемый им ото всех: маленький поросячий хвостик с кисточкой на конце. Увы, потом он решился попросить друга-мясника отрубить позорный орган. И умер от потери крови. Что указывает на то, что была перерезана хвостовая артерия, свойственная для всех хвостатых особей.
Тема: “Функции опорно-двигательной системы”.
Небольшая повесть Пирса Энтони “Сос по прозвищу веревка” переносит нас в относительно далекое будущее. По земле бродят племена выживших после очередной ядерной войны людей. Сила побеждает силу, споры решаются в честном поединке. Из одного бойца ученые, сохранившие знания веков, готовят супермена. Под кожу живота вживляют гибкие пластиковые щиты, на шее укрепляют специальный воротник, защищающий от ударов, укрепляют металлическими прутьями полые кости рук и ног, пах закрывают металлической сеткой, носовые хрящи заменяют более прочным материалом, щеки прошивают нейлоновыми волокнами. Зубы укрепляют коронками, а лобную кость – выпуклой титановой пластиной.
Здесь, правда, резонно задать детям вопрос: а можно ли вообще заменить наши ненадежные кости вечными искусственными, из пластика и металла? Тут нужно вспомнить, а какие же еще важные функции связаны с костями.
Тема: “Форменные элементы крови”.
Рана загноилась. Хорошо это или плохо? Гной состоит из множества мертвых микробов и лейкоцитов, погибших в схватке с ними. Гораздо хуже, когда покраснение и вспухание раны не сопровождается гноеотделением, значит, инфекция продолжает распространяться, и организм с ней не справляется.
В романе Н.С.Лескова “Очарованный странник” описан момент, когда татары решили наказать одного русского жителя в духе своей древней культуры: надрезали кожу на ступнях и насыпали туда рубленого конского волоса, а потом зашили рану. После этого бедняга совершенно не мог нормально ходить, поскольку это причиняло ему жуткую боль. Но через десять лет он по случаю заимел ящик китайских фейерверков, в состав которых входила какая-то “едкая земля” (натр? кали?). Ею он растравил давнишнюю рану и с гноем выгнал все обрезки волос.
Тема: “Моллюски”.
Сколько же ног у осьминога? Восемь, ответит даже тот, кто в глаза не видывал учебника зоологии. Ан нет, утверждает один из героев повести братьев Стругацких “Сказка о тройке”. Осьминог значит “о семи ногах”. Вот так-то!
А что касается значения некоторых моллюсков для человека, то об этом можно вычитать даже в сказке Александра Волкова “Семь подземных королей”. Брат и сестра случайно оказались пленниками подземной реки. Когда у них кончились продукты, мальчик попытался съесть улитку, обитавшую на стене пещеры. Но чуть не отравился. После этого он решил испробовать улитку в качестве наживки для удочки – и наловил много слепых рыб. Значит, польза бывает не только прямая, но и косвенная.

Тема: “Бурые водоросли”.
К ним относится достаточно много представителей, но грех не вспомнить о роде Саргассум. Ведь громадные скопления этих плавающих водорослей могут замедлить движение судна. Об этом очень захватывающе рассказал Александр Беляев в повести “Остров погибших кораблей”. Пароход терпит бедствие. На его борту остаются три человека. Полузатопленное судно медленно сносит течением в самое сердце Саргассова моря. Там догнивают сотни таких же скитальцев, за сотни лет захваченных в плен массой водорослей. Если ученик не прочитает эту книгу, вряд ли сможет считать себя настоящим знатоком биологии. И гуманитарием.
Тема: “Обморожения”.
В повести Александра (в чем можно усомниться) Дюма “Учитель фехтования” некий француз рассказывает о своем пребывании в Санкт-Петербурге времен декабристов. Очень интересен момент, когда он идет по улице города и не понимает, почему прохожие что-то обеспокоенно ему говорят, показывая на нос. Наконец один мужичок попытался ему натереть нос снегом, но был свален с ног негодующим обладателем носа. После этого выяснилось, что француз просто не заметил, как обморозил нос. Об этом его пытались предупредить сердобольные горожане. Растрогавшись и извинившись, он щедро наградил спасителя своего носа.
Тема: “Условия хранения и прорастания семян”.
Роман Жюль Верна “Ченслер” рассказывает нам о трагедии в океане. Одноименное судно, груженное зерном, терпит катастрофу. Причиной тому – самовозгорание зерна из-за попавшей в трюм воды. Ведь при нарушении правил хранения зерно начинает прорастать, а поскольку это происходит в большой массе, загнивает. Температура возрастает, выделяются горючие газы, которые могут привести к взрыву и пожару.
Тема: “Ферменты”.
В произведении братьев Стругацких “Улитка на склоне” в одной из частей описан совершенно необычный лес, в котором происходят из ряда вон выходящие для стороннего наблюдателя и вполне обычные для жителей леса явления. По нему бродят мертвяки, очень похожие на биороботов, в озерах водится всякая нечисть, а местные жители для приготовления пищи используют так называемое бродило. Достаточно полить им любую органику, и через несколько минут она превращается в съедобную массу. Воистину это напоминает радужные мечтания биотехнолога-ферментолога.
Тема: “Периодичность и цикличность в природе”.
Почти все процессы в организме протекают с той или иной периодичностью. Существуют ритмы суточные, месячные, годичные и много-много других. Но Венедикт Ерофеев в своем бессмертном романе “Москва – Петушки” (детям до 25 лет желательно не рекомендовать читать все сразу) поспорил бы с любым специалистом по биоритмологии. Он утверждает, что ритмичность икоты, которая начинается спустя час после обильного возлияния спиртного, не поддается никаким расчетам. Восемь – тринадцать – семь – восемнадцать – семнадцать – три – четыре секунды…
Тема: “Искусственный отбор”.
Почему Белого Бима прозвали Черным Ухом? Ведь он же был потомком чистокровных сеттер-гордонов, у которых родословная включала не только бабушек и дедушек, но и пра-пра-пра… И вдруг – на тебе! Появляется щенок с совершенно несвойственным его породе окрасом. Вместо “черного с блестящим синеватым отливом” – белый с рыжеватыми подпалинами, черной ногой и ухом. Поэтому владелец матери Бима сначала вовсе хотел утопить выродка. Но какой-то сердобольный чудак уговорил его отдать щенка ему. Чем все закончилось, вы узнаете, прочитав одноименную повесть Гавриила Троепольского.
Тема: “Отряд хищные млекопитающие”.
При рассмотрении пищеварительной системы и способа добывания пищи можно привести отрывок из сказки Алан Александр Милн “Винни-Пух и все-все-все”. Что едят Тигры? Особенно – голодные Тигры? Если они едят все, то можно предложить им сначала мед, потом – жeлуди, затем – чертополох. И только случайно можно узнать, что Тигры очень любят… рыбий жир! Ну нельзя же в конце концов предлагать ему самого Пятачка!
С другой же стороны:
Мишка очень любит мед,
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?
Тема: “Регуляция обмена веществ”.
В политической сказке Юрия Олеши “Три толстяка” утверждается, что эти самые толстяки имели интересную особенность: когда они нервничали, то начинали неудержимо жиреть. С точки зрения здравого смысла это, конечно, можно объяснить так: одна из защитных реакций человека на стрессовую ситуацию заключается как раз в стремлении к обжорству. Просто сытый человек более спокоен, а еда к тому же отвлекает от забот насущных. В принципе в стрессовой ситуации резко повышаются энергозатраты, а повышенный аппетит может быть следствием стремления восполнить потерянные калории. Стресс, конечно, может послужить причиной нарушения обмена веществ. Но так, как это описано, чтобы вмиг толстяки начали заплывать жиром, треща по швам и отстреливаясь отлетающими пуговицами…
Тема: “Сон”.
Что такое недосыпание, думаю, объяснять не стоит. Ни учителям, ни ученикам. Не случайно в Советской армии даже придумали пословицу: “Лучше переесть, чем недоспать”. Поэтому описание опытов по многодневному лишению сна бедных животных, после чего те околевают от нервного истощения, производит достаточно яркое впечатление на детей. Но чтобы усилить его, можно прочитать выдержку из рассказа Антона Чехова “Спать хочется”. Девочка, работающая у богатых людей, вынуждена трудиться от зари до зари, получая нагоняи и затрещины, а по ночам нянчить хозяйкиного грудного ребенка. В какой-то момент она просыпается на крик младенца, душит его и наконец-то засыпает безмятежным сном.
Тема: “Паукообразные”.
Сколько ног у паука? Кузен Бенедикт, знаменитый персонаж романа Жюля Верна “Пятнадцатилетний капитан”, тоже думал, что восемь. А когда негр Геркулес принес ему шестиногого – можно понять потрясение энтомолога! Увы, гораздо позже, когда кузен возвратился в Англию, его подняли на смех: оказалось, что Геркулес просто по неловкости оторвал одну пару ног, пока ловил этого паука.
Тема: “Отряд Двукрылые”.
В этом же романе есть очень интересный момент, когда кто-то из команды ловит муху це-це. Нонсенс! Ведь она водится только в Африке, а они же высадились в Южной Америке! К сожалению, это оказалось роковой ошибкой.
Тема: “Безусловные рефлексы”.
Когда речь заходит о врождeнных рефлексах, обычно упоминают о пищеварительных, защитных, ориентировочных и половых. Тут грех не вспомнить слова Чацкого из комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: “Детей иметь кому ж ума недоставало!” Он имеет в виду, что каким бы ни был глупым человек (Молчалин), а данный рефлекс позволяет ему, не учась, выполнить всe, что заложено природой.
Тема: “Ракообразные”.
Чем питаются раки? Известно чем, коль скоро они всеядные. Но очень уж любят они тухлое мясо! Вот тут можно вспомнить стихотворение-сказку А.С.Пушкина “Утопленник”, одну из первых строчек которого знает каждый филолог:
Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца!
Суть: дети сообщили об этой страшной находке отцу, но тот решил не впутываться в историю и сбросил труп обратно в реку, строго наказав детям молчать о случившемся. Но ночью утопленник сам постучался в окно:
И в распухнувшее тело
Раки черные впились.
Мораль: к покойникам нужно относиться с уважением.
Внимание! Предварительно нужно узнать, вдруг у кого-нибудь из детей когда-либо утонули родственники, знакомые – этот пример может быть тогда в высшей степени неуместен и оскорбителен. Уж больно неприятна ассоциация труп – гнилое мясо – падаль, особенно если за абстрактным трупом стоит конкретный человек.
Константин ГИДАТОДОВ
деревня Говядино,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте