Изучение экономики в российской школе, получившее бурное развитие в последние годы, распространилось и на начальные классы. Не буду останавливаться на общих направлениях экономического образования, а постараюсь осветить практическую сторону данного новшества: как идет изучение экономики в условиях факультатива и на уроках математики.
Раздел, изучаемый в начальных классах называется “Человек. Жизнь. Экономика”. Этот курс представляет собой расширение и дополнение к курсу “Природоведение”, призванному вооружить младшего школьника первичными знаниями и представлениями не только о естественной природе, но и о природе, созданной руками человека.
Разделы программы образуют цепь “потребности людей – источники удовлетворения потребностей – приобретения средств существования – создания средств существования”. Программа состоит из 6 разделов. Эти разделы делятся на подразделы, что позволяет более детально описать вопросы, подлежащие изучению.
Так, например, в 3-м кл. раздел “Где и как люди покупают то, что им необходимо” делится на подразделы, т.е. темы:
1. Что такое торговля, как она появилась.
2. Зачем людям необходимо менять одни вещи на другие, вещи на деньги и наоборот.
3. Деньги как средство приобретения товаров и осуществления платежей.
4. Что такое цена, от чего она зависит. Кто устанавливает цены.
Изучая эти темы, постоянно опираешься на окружающую действительность.
Проводятся практические занятия:
1. Перечислить все виды магазинов нашего поселка.
2. Составить рассказ “Что мне нужно для жизни”.
3. “В чем нуждается моя семья”.
4. Назвать наибольшее количество вещей, необходимых человеку, и т.д.
Кроме этого, проводятся деловые игры “Бартерный обмен” (суть игры заключается в том, что каждому ученику выдается несколько карточек с изображением товара и ставится задача обменять их на карточки с другим, заданным учителем набором товаров), “Рациональная покупка” (несколько человек “торгуют” на рынке, где продаются разные товары (в виде карточек, игрушек и т.д.). “Покупателям” выдаются карточки-деньги, на которые они должны купить как можно больше товаров. В игре применяется процедура торга. Здесь раскрываются суть и принцип рыночной системы.
Как же проходит знакомство с экономическим образованием на уроках математики? Целесообразно начиная уже с 1-го класса знакомить детей с экономической терминологией, экономическими понятиями, показателями через решение несложных арифметических задач раскрыть элементы экономических расчетов и анализа.
При планировании необходимо учесть сам процесс организации деятельности учеников по формированию экономических знаний, умений и навыков. В этом нам помогают сборники задач.
Сборник задач делится на 3 части:
1. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между двумя множествами с одним и тем же числом элементов; задачи, имеющие множество решений, комбинаторные задачи с геометрическим материалом (показать геометрические фигуры-плакаты); задачи на классификацию множеств.
2. Задачи с экономическим содержанием (учитывается знание экономической терминологии).
3. Задания третьей части сборника отличаются не только по содержанию, но также по форме и способам решения.
Экономическое образование предусматривает не только решение экономических задач, но и способствует развитию логического мышления. Например.
“Разложив орехи кучками в ряд в определенной последовательности, белочка 2 кучки прикрыла листочками. По сколько орехов под листьями?
1, 5, 9,, 17,
Здесь ученику необходимо определить числовую последовательность, т.е. определенную последовательность расположения чисел.
2-й кл., 2-я четверть. Тема урока: “Решение простых и составных задач”. Включены задачи с экономическим содержанием. Но вначале проводится словарная работа. На доске новое экономическое понятие: АКЦИЯ. Новое слово проговаривается, обращается внимание на его правильное написание (безударная гласная после ц), записывается в словарик. Даю пояснение, что акция – это ценная бумага, что ее, как и любую другую ценность, можно купить, продать. Человек, имеющий акцию, – это акционер, организация, куда входит акционер, – акционерное общество. А потом уже идет знакомство с содержанием задач.
“Акционерное общество выпустило 100 акций по цене 25 руб., а продало по цене 30 руб. Какой доход получило акционерное общество?”
Решение такой задачи не отнимает много времени, но расширяет детский кругозор, способствует углублению знаний.
Фрагмент урока. 2-й кл., 3-я четверть.
Тема урока: “Закрепление знаний об умножении и делении”.
Урок, как обычно, начинается с устного счета, с повторения. После физминутки, чтобы собрать внимание детей, включаю игровой момент. Предлагаю игру “Кто быстрее?”
23*3 =___
___: 2 = 12
4*21 =____
120 : 3 =____
80 :___ = 40
880 : 8 =____
Назвав числа в пустых окошечках, вы прочтете новое слово. Для этого вы должны будете быстро и правильно посчитать и доказать свой результат. При вычислении дети называют неизвестный компонент, как его найти, доказывают, выполняя взаимообразные действия. Вычислив и установив, какие числа должны стоять в окошечках, закрываем окошечки, читаем слово “фермер”. С данным экономическим понятием дети знакомятся в 1-м кл. Поэтому здесь целесообразнее не объяснять значение данного слова, а опереться на знания учеников, заставив их вспомнить значение слова. Далее даю задачку: “Фермер привез на рынок 4 банки молока по 12 литров и флягу емкостью 30 литров. Сколько всего литров молока привез фермер?” Задачу записываем в виде схемы, вернее составляем схему задачи.
4 б. по 12 л., 30 л., , Решаем.
Составляем три обратные задачи.
На данном этапе элементы экономического образования находятся в неразрывной связи с элементами УДЕ и темой урока, т.е. присутствуют 3 метода обучения математике, которые как бы дополняют друг друга, расширяя и углубляя знания учащихся. Это методика экономического образования + методика УДЕ + методика Моро.
Александра САНГАДЖИЕВА,
учитель начальных классов средней школы N 1
Элиста,
Республика Калмыкия
Комментарии