Творческий поиск учителя отражен в публикациях Людмилы Ивановны. Это сборник тезисов межрегиональной научно-практической конференции “Непрерывное образование: традиции и реформы”, в статьях “О развитии интереса к русскому языку”, “Культурологический подход к преподаванию русского языка”.
Учитель года-99 Самарской области.
Тройка с минусом – самой себе
Я вспоминаю свой первый в жизни урок, урок, с которого все начиналось… Здесь совместились понятия “мало” и “много”… Оказалось, что материала ужасно мало, а времени ужасно много… (Сейчас все почему-то наоборот…). Я говорила очень много, а учеников слушала очень мало… Даже совсем не слушала… И хотя методисты, присутствовавшие на этом уроке, оценили его на “отлично”, сама себе я поставила тройку… Даже тройку с минусом… Потому что в этом моем первом уроке не было места ученику.
Ученик… Ради него, Ученика, Человека, я пришла в школу, как ради нас приходили когда-то в школу наши Учителя. У них была своя философия, единственно правильная, – философия любви к Ученику.
Спасибо тому первому уроку, который заставил задуматься о том, что будет основным в моей работе, в моем общении с ребятами, то есть о том, что являет собою моя педагогическая философия.
Я люблю нашу высшую педагогическую мудрость – умение уважать ученика и умение его прощать.
Никогда не забуду, как в учительскую влетела с урока одна разгневанная учительница и, задыхаясь от негодования, начала возмущенно высказывать директору, что ученик на уроке ей сказал что-то грубое, неприятное, обидное.
– Что же мне его… простить? – завершила свою гневную тираду учительница.
– А как же? – со спокойной улыбкой ответила директор. – Конечно, простить…
Уметь простить – высшая человеческая и педагогическая мудрость. Дети часто бывают не правы, несправедливы, но они дети…
Люблю мудрость моего предмета: ведь русский язык – это основа нашей культуры, основа нашей духовности. Мы русские, мы говорим на одном из самых богатых языков, который притягивает к себе своими неисчерпаемыми кладовыми. Люби язык своего народа, черпай мудрость из этого животворящего источника, постигай законы бытия, щедро делись своими открытиями с учениками – это второе звено моей педагогической философии.
Люби мудрость людей, которые тебя окружают. Люби мудрость книг, научных открытий, методических находок. Учитель, который считает, что он все на свете знает и умеет, – плохой учитель.
Но обладать научной эрудицией недостаточно. Научная эрудиция учителя – эрудиция особого рода. Для того чтобы зародить в ученике интерес к предмету, бросить в него семя самостоятельного мышления, учитель сам не только должен быть охвачен интересом к этому предмету, не только проникать в его глубины, у него к этим качествам должно быть прибавлено свойство творца.
Комментарии