search
main
0

Барьеры преодолимы

Необычная возможность раскрыться

В период пандемии особо актуальным стал вопрос «Как организовать дистанционное обучение с детьми с ОВЗ?». Представлю свой опыт в решении данного вопроса.

С какими же трудностями, препятствующими дистанционному образованию, можно столкнуться? Перечислю лишь некоторые: отсутствие материально-технических условий развития системы дистанционного образования; отсутствие технических возможностей работы с компьютером у части детей с ОВЗ; неприспособленность существующих электронных учебников к потребностям детей-инвалидов; отсутствие навыков работы с компьютером у родителей детей с ОВЗ; отсутствие у детей самостоятельности и навыков учебной работы.

Как показал первый опыт дистанционного обучения, почти все эти барьеры преодолимы. Сначала я провела беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения. Узнала у родителей своих учеников о наличии средств для обучения ребенка в дистанционной форме (Интернет, компьютер/планшет). Выяснила, что у некоторых обучающихся есть на дому достаточные условия для дистанционного обучения, некоторые имеют лишь устойчивый доступ к мобильной или стационарной телефонной связи, а у некоторых имеются совсем ограниченные возможности для дистанционного обучения.

Наладила дистанционную связь – контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения через мессенджер WhatsApp. Для общения, обмена информацией создала группы по классам. В рамках дистанционного обучения из различных вариантов передачи информации мы выбрали рассылку методических, аудио-, видеоматериалов в группу или по электронной почте. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия я использовала различные платформы: Zoom, Teams, MyOwnConference, WhatsApp.

Составила файлы-задания для текущего обучения (серии, карточки) и для контроля усвоенного материала. Составила файл-задание для самостоятельной работы (или совместно с родителями). Давала родителям рекомендации по закреплению материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка, по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала.

Хочется отметить ряд достоинств дистанционного обучения детей с ОВЗ. Проблемы нарушения речи, задержки психического развития и расстройства аутистического спектра приводят к снижению количества и качества воспринимаемой информации, а также к снижению скорости и точности восприятия. Информационные компьютерные технологии позволяют сегодня заменить почти все традиционные технические средства обучения.

Применение информационных технологий для обучения детей с ОВЗ эффективно: осуществляется полисенсорное восприятие материала; объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов способствует компенсации объема информации, получаемой детьми из учебной литературы. При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействие на эмоциональные и понятийные сферы способствует более глубокому усвоению нового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Важная роль при дистанционном обучении отводится родителям.

С помощью современных технологий мне удалось заинтересовать всех детей. У них появилась необычная возможность раскрыться: дети, которые не любили писать, стали с удовольствием это делать; дети, которые предпочитали отмалчиваться, стали больше рассказывать. Отмечу, что отношения «родители – педагог» стали более тесными и доверительными: больше консультаций, общения, вопросов.

Что касается детей с РАС, то во время дистанционного обучения было важно, чтобы пособия были рядом с детьми, чтобы они могли использовать привычные предметы, поэтому все учебные пособия и материалы, используемые мной на занятиях в школе, я отдала на дом. На обычные картинки на экране дети не реагировали, за исключением видеоматериалов.
Исходя из полученного опыта, я составила ряд методических рекомендаций по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.

1. С помощью инструментов дистанционного образования возможно организовывать как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы работы.

2. Дистанционные уроки эффективны, если они проводятся с обучающимися с применением видеоматериалов. Важно заранее подготовить презентации, наглядные материалы, игры; также рекомендую использовать элементы продуктивной деятельности – так детям интереснее будет посещать онлайн-уроки. Лучше во время проведения дистанционного занятия с детьми с ОВЗ максимально использовать визуальный материал, сопровождая речью. В начале занятий для лучшего включения в процесс полезны игры на развитие мелкой моторики, внимания.

3. При организации дистанционного образования, в частности, коррекционных мероприятий и программы коррекционной работы, поддерживающих процесс освоения содержания АООП в соответствии с ФГОС, также должен быть осуществлен учет особых образовательных потребностей обучающихся.

4. При организации дистанционного обучения детей с ОВЗ наряду с недоразвитием языковых средств рекомендую учитывать особенности внеречевой сферы обучающихся (особенности психических процессов, общего и речевого поведения).

5. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиНов РФ (в соответствии с возрастом ребенка).

6. Важно сочетать различные форматы занятия – видеотрансляции, видеоконференции, вебинары, выполнение ребенком задания с представлением результата для проверки педагогом в виде фото- или видеозаписи по согласию родителей.

7. Необходимо общаться, проводить дистанционные беседы с ребенком, например, с использованием WhatsApp.

8. Родителям необходимы конкретные рекомендации по организации выполнения упражнений вне занятия, с описанием средств контроля правильности выполнения задания.

9. Структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.

10. Групповые дистанционные занятия можно проводить на платформах Zoom, Teams, MyOwnConference. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета педагога. Для некоторых детей (в зависимости от особенностей) участие в групповом дистанционном уроке может быть возможно только в присутствии родителей.

11. Для объяснения нового материала, а также для организации групповой коммуникации рекомендую проводить групповые занятия для учеников одного возраста, с аналогичными диагнозами, рекомендациями ЦПМК.

12. Индивидуальное занятие следует использовать для коррекционной работы с каждым ребенком, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога.

13. Важна работа с родителями. В отличие от очной формы педагог не может непосредственно удерживать ребенка в рамках занятия, обеспечивать его присутствие на протяжении всего занятия и выполнение им заданий. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям.

14. Присутствие взрослого во время занятия с детьми 1‑го класса и с детьми с РАС обязательно.

15. Во время занятия с детьми с РАС необходимо присутствие того из родителей, который является авторитетом для ребенка (в нашем случае присутствовал папа).

16. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия.

17. Дистанционное занятие – такое же занятие, и опаздывать на него нельзя.

Татьяна КАДИЕВА, учитель-логопед школы №69 имени Б.Ш.Окуджавы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте