С какого возраста ребенок должен начинать работать? Как только он переступил порог детского сада – это уж точно! Если это садик №178 города Магнитогорска, то здесь можно освоить множество самых разных профессий – от ювелира и банкира до дизайнера одежды и специалиста по боди-арту. Но все по порядку.
Детский сад №178 (заведующая Людмила Матвеева) – особый, он для детей с аллергодерматозами и пульмонологией. Здесь ребятишкам дают осознанные знания о здоровье: что полезно, что вредно для их питания, для уборки помещения. Какие, например, моющие порошки вредны, какие полезны, не противопоказаны им. В садике все строго сертифицировано: ни одна игрушка не попадет без сертификата. Здесь вы не увидите в группах цветы – нельзя, пыльца. В 2008 году садик получил первое место по Челябинской области, показав нетрадиционный подход к трудовому воспитанию. Здесь ведь непросто организовать тот детский труд в обычном огороде, который есть во многих детских садах: сбор урожая, к примеру, но вот показать современные профессии – пожалуйста. Здесь делается все, чтобы ребенок раскрылся полностью, ведь болезнь, сочетанные диагнозы делают его порой зажатым. И делается любыми приемлемыми средствами – через компьютер, через цветную проволочку при занятиях ювелирным мастерством, кому что подойдет. Все в игровой форме. То же ювелирное мастерство, изготовление колечек и перстенечков из проволоки и бусинок – оно полезно не только в плане развития эстетического вкуса, но и мелкой моторики тоже.
Коллектив детского сада убежден в том, что одно из основных качеств личности, которое воспитывается в дошкольном возрасте, – это уважение и интерес к деятельности человека, к его созидающей и преобразующей силе. Интересный человек – тот, кто работает, думает, проявляет творчество. Человек значим своим трудом. Задача воспитателей в том, чтобы показать, что труд приносит радость, что это средство всестороннего развития, что труд должен сопровождать человека постоянно. Основное содержание и направление работы сада определяется комплексной программой «Радуга», целями развития и спецификой контингента его воспитанников, трудовое воспитание и его содержание адаптируются к уровню возможностей ребенка.
Мы в средней группе. Здесь идет знакомство с бытовыми приборами. Конечно, ненастоящими, они все на батарейках. Чайник, миксер, микроволновка, кухонные комбайны, все – игрушки. Имитируется процесс работы с ними. Все познается через игру. Потом, принеся в группу фотографии, дети могут показать, что они с мамами делали, как им помогали. И как же не показать, не похвалиться, ведь это маленькое достижение. В группе вместе с воспитателем ребята могут поработать с настоящим пылесосом. В этом детском саду особые требования к уборке помещений. Что бы мы ни взяли, какой бы вид труда, детей стремятся здесь знакомить с целостным трудовым процессом: от постановки цели до воплощения идеи в конкретном продукте. Так, в театре роботов-андроидов ребенок имеет возможность вместе со взрослым в совместной самостоятельной деятельности создавать технические игрушки и использовать их в играх. Или, например, создание одежды. Ее моделируют сначала на бумажных куклах, тут же работают с лицом (боди-арт), раскрашивая его. Контур лица делается взрослыми, остальное – творчество ребенка. Затем эскиз переносится на живое личико. Одежду делают не только для кукол (некоторые из них – в полный рост ребенка), но и для самих себя. Моделей в театре моды детского сада хватает, подиум тоже есть. При занятиях боди-артом идет формирование осознанных культурно-гигиенических навыков по уходу за кожей. У детей уже есть свои авторские коллекции причесок и одежды. Есть в садике детские швейные машинки.
Широко используются механические игрушки. Из «Лего» можно собрать некую конструкцию, затем при помощи батарейки игрушка начинает работать Легоконструирование – одно из направлений, которое осваивает детский сад.
Вместе со взрослыми дети учатся готовить блюда, стараясь при этом понять их полезность для здоровья и овладевая практическими навыками пользования бытовыми приборами.
В старшей группе начинается уже разделение труда. Например, мальчики могут что-то смастерить из дерева (есть свой небольшой столярный станочек), а девочки затем – раскрасить. Это, может, недолговечно, но зато всегда новое, свежее. И дети начинают беречь то, что создали своими руками. А еще в группе есть макет настоящего завода. Магнитогорск – город промышленный. Здешний металлургический комбинат – предприятие мирового уровня. Экскурсии, знакомство со знаменитыми людьми и знаменательными событиями из жизни металлургов, проведение бесед о профессиях – это все традиционные формы работы, вполне зарекомендовавшие себя. Но есть и нетрадиционные, также вызывающие яркий эмоциональный отклик у дошкольников. Это встречи с интересными людьми – интересными и с точки зрения особенностей профессий работников комбината, и с точки зрения того, что это близкие для самих воспитанников люди: дедушки, бабушки, папы. Совместными усилиями взрослых и детей в подготовительной группе создан макет технологического процесса производства металла – от добычи руды до использования продукции комбината в изготовлении товаров народного потребления. Изучая макет, дети получают представление, как получается этот маленький гвоздик – такая нужная в любом доме вещь. Искрометный металл, текущий в том направлении, которое ему предопределено, – это говорит о мощи человеческого разума, точности расчетов, о том, что знание – действительно сила. Однако дети этого садика не смогут прийти в цех, где плавят металл. Увы, им с раннего возраста придется осознавать это. Уже сейчас и воспитателям, и родителям предстоит сформировать у них представление, что далеко не каждой профессией смогут они в будущем владеть. Задача педагогов – направить детские интересы уже в дошкольном детстве в сферу той деятельности, которая может стать сферой профессиональных интересов без ущерба для здоровья. И таких профессий немало: бухгалтер, менеджер, экономист, программист, системный администратор, банкир, инженер-конструктор, проектировщик… Действительно, если вспомнить Маяковского, все работы хороши, выбирай на вкус. И с учетом особенностей здоровья. Главное в работе – делать ее на совесть.
Комментарии