Интеллектуальный потенциал страны – ее гордость. С этим вряд ли кто-то станет спорить. Но оказалось, что сейчас, в эпоху рыночных отношений, когда высшее образование все чаще становится привилегий богатых, интеллектуальная элита либо вообще перестанет существовать, превратившись в элиту тугих кошельков, либо находится под угрозой вымирания. Главным условием формирования интеллектуального потенциала нации очень многие ученые, ректоры ведущих вузов считают олимпиадное движение. Его поддержке и развитию был посвящен межрегиональный семинар-совещание «Роль органов государственного управления в формировании интеллектуального потенциала страны», который прошел не так давно в МГУ. О грандиозности мероприятия и важности обсуждаемых проблем говорят хотя бы такие цифры: здесь собрались представители 56 вузов России и 112 общеобразовательных школ из 80 регионов страны. Организаторы совещания – Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования совместно с МГУ, при поддержке Минобрнауки России.
С новым социальным проектом «» познакомил собравшихся на совещании ректор Санкт-Петербургской ассоциации дополнительного образования Алексей Ахрамеев.
СтатфактЭто интересноОпыт МАДО по созданию банка личных достижений школьников вызвал интерес у Минобрнауки: ассоциация вошла в состав рабочей группы Минобрнауки по профильному обучению. В апреле на Российском образовательном форуме проект банка личных достижений учащихся получил диплом Минобрнауки России
Образование –
не рынок
– Нельзя подходить к образованию лишь с рыночных позиций, – заявил Владимир Миронов, проректор МГУ, выступавший с докладом «Академическая стратегия олимпиадного движения в Московском государственном университете». – Во многих крупных европейских странах это уже поняли. К примеру, во Франции и Германии до 95 процентов всего высшего образования абсолютно бесплатно. С задачей отбора талантливых школьников лучше всего справляются именно интеллектуальные соревнования – олимпиады.
Олимпиадное движение имеет то важное преимущество, что оно опирается на школу, а, как известно, университет без школы существовать не может. Кроме того, олимпиады не зациклены на поступлении в вуз, – подчеркнул Владимир Васильевич, – ребята начинают в них участвовать начиная с 5-7-го класса, когда еще многие и не задумываются о выборе высшего учебного заведения. МГУ долгое время проводил свои собственные очень сильные олимпиады по многим предметам. Правда, получилось так, что мы выезжали в основном в отдаленные регионы – Якутию, Зауралье, при этом в меньшей степени охватывая Центральную Россию. Хочу также обратить внимание на то, что необходимо квотировать количество участников региональных олимпиад. В противном случае любой субъект Федерации может неограниченно увеличить число их победителей, дав им при этом серьезные преимущества при поступлении. Разумеется, здесь возможны всякие нарушения, когда главными будут не знания, а деньги. Сейчас МГУ обратился к Минобрнауке с предложением трехступенчатого научно-студенческого форума. Мы убеждены – олимпиада не должна сводиться лишь к поступлению в вуз. Поэтому необходимо стремиться построить горизонтальную систему отбора талантливых школьников, провести их через определенное сито интеллектуальных соревнований. Кроме того, чтобы реализовать доступность образования, олимпиаде обязательно нужно дойти до глубинки, до отдаленных поселков и деревень, до тех ребят, которые в определенном смысле оказались в ущербном социальном положении. Нам не обойтись без построения стройной сбалансированной системы соревнований, позволяющей проследить интеллектуальные достижения талантов на протяжении нескольких лет, чтобы не возникало сомнений в победе того или иного ученика.
На совещании был и представитель Министерства образования и науки Алексей Суматохин.
Он подчеркнул, что ученые МГУ оказывают Минобрнауке огромную помощь в проведении и организации всероссийских, а также международных олимпиад школьников.
– Ребята по каждому предмету выступают успешно, и практически не бывает такого, чтобы они вернулись без медалей, – сообщил Алексей Витальевич, – так, в этом году наша национальная сборная стала первой в мире по информатике, в прошлом году – по биологии, в 2000 году – по химии. Кстати, более 95 процентов участников национальных сборных – не москвичи. Поэтому я так рад, что это совещание проводит Санкт-Петербургская организация дополнительного образования, главная задача которой – дать возможность одаренным ребятам из глубинки реализовать свой потенциал. В завершение хочу сказать, что любой этап олимпиады, начиная от школьной и заканчивая всероссийской, – это праздник для наших ребят. Министр образования и науки Андрей Фурсенко встречался с представителями комиссий всероссийской олимпиады. Он подчеркнул, что государственная поддержка олимпиадного движения будет возрастать и что необходимо, чтобы в нем участвовали ведущие университеты страны.
Университетский класс
С новым социальным проектом «Университетский класс» познакомил собравшихся на совещании ректор Санкт-Петербургской ассоциации дополнительного образования Алексей Ахрамеев.
– Цель проекта, – сказал он, – обеспечить талантливой молодежи из регионов страны независимо от места жительства возможность получить бесплатную, качественную подготовку к участию в интеллектуальных состязаниях различного уровня и к дальнейшему обучению в ведущих вузах России. Проект рассчитан не на ребят из миллионных мегаполисов, а на тех, кто живет в небольших российских городах. В этих классах наиболее талантливые ребята смогут углубленно изучать одну из выбранных дисциплин гуманитарного или технического профиля. Особое внимание на занятиях – а они будут проводиться раз в неделю – отводится подготовке к олимпиадам и другим интеллектуальным состязаниям по соответствующему предмету. Для работы «Университетских классов» МАДО – Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования совместно с историческим факультетом Санкт-Петербургского госуниверситета, государственным университетом информационных технологий, механики и оптики разработала учебные программы, рассчитанные на 40 академических часов. Главными преимуществами проекта является то, что 10 тысяч одаренных школьников России получат углубленные знания по предмету совершенно бесплатно.
– На участие в этом проекте дети должны набираться исключительно по конкурсу, а не по толщине кошельков. Никакие социальные статусы, кроме одаренности, тут учитываться не должны, – подчеркнул Алексей Александрович. – Проект стартуетут 25 ноября сего года, а в начале декабря планируется открытие 400 университетских классов во всех 89 регионах России. Кроме того, каждый одаренный ученик получит грант на сумму ориентировочно 100 долларов. Занятия будут проводиться на базе одной из школ города, а вести их будут лучшие учителя-предметники. Кстати, за участие в проекте учителю заплатят 10 тысяч рублей, по пять тысяч – администратору и куратору проекта.
Первая волна участников проекта уже получила компьютерные университетские классы. Один из них Алексей Ахрамеев вручил прямо на совещании делегации педагогов из Брянской области. Кроме того, каждый ученик «Университетского класса» получит специальный портфель – рабочую сумку участника проекта, в которой будет все необходимое, начиная от сведений по истории олимпиадного движения и заканчивая тетрадями для конспектов. Алексей Александрович обратился с просьбой к ученым МГУ составить заключительную – седьмую контрольную работу для «Университетского класса», отметив, что именно в МГУ могут предложить интересные механизмы олимпиадных решений.
Портфолио:
подкуп олимпиадных комиссий отменяется
Как исключить подкуп олимпиадных комиссий и быть уверенным в победе того или иного ученика? МАДО предложила свой оригинальный проект по созданию портфолио на каждого одаренного ребенка и разработала его электронную версию – банк личных достижений учащихся.
– Для каждого ученика открывается счет, – объясняет Алексей Александрович, – на котором накапливаются сведения о его интеллектуальном капитале: участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, научно-исследовательских конференциях, в различных проектах. Все новые поступления в портфолио фиксируются в специальной зачетной книжке, которую старшеклассник, став абитуриентом, может предъявить в приемную комиссию выбранного вуза. Выпускники, чей счет в банке личных достижений значителен, смогут иметь преимущества при поступлении в вуз. Кроме того, – продолжает Алексей Ахрамеев, – достижения ребят заносятся в электронную базу данных и переводятся в баллы в соответствии с особой шкалой, что даст возможность формировать рейтинг всех владельцев портфолио. Каждому обладателю счета в банке личных достижений выдается идентификационная электронная карта. С ее помощью через сайт МАДО ученик может проверить свой, а также общий рейтинг класса, школы среди других учебных заведений страны. Находясь за тысячи километров от вуза, будущий абитуриент может с помощью этого сайта узнать всю необходимую для себя информацию по выбранному учебному заведению, а также календарь мероприятий, сведения по проведению олимпиад, ЕГЭ. Вся информация об учениках этих школ хранится в базе данных МАДО и постоянно пополняется.
Комментарии