«Осторожно, дети!» Ярко-желтые и ослепительно-белые школьные автобусы пестрили у входа в Федеральное агентство по образованию. Но в хорошо известное здание на Люсиновской входили вовсе не дети, а взрослые и серьезные люди – ректоры вузов, директора училищ и техникумов, управленцы, ученые и представители молодежных объединений. Заглядываясь на новенькие машины – четырехколесные итоги нацпроекта, – они спешили на расширенное заседание коллегии. Тема ее становилась вполне очевидной по мере приближения к актовому залу: поднимаясь по этажам, можно было побывать в оборудованных по последнему слову техники кабинетах химии, физики, биологии и географии, научиться пользоваться интерактивной доской и полистать учебную литературу. По сути, эта выставка и была первой наглядной главой отчетного доклада руководителя ФАО Григория Балыхина «Об итогах работы Рособразования в 2006 году и задачах на 2007 год».
Февральский аншлаг – уже вполне традиционный для агентства. Итоговая коллегия проводится третий год подряд. И для большинства участников – это неизменное место встречи. А потому, пока собирался президиум, директора и ректоры едва успевали поздороваться со знакомыми, спросить с улыбкой «как дела?» и с грустью вздохнуть – «как быстро летит время!» Зал вместил почти 400 человек. Президиум был вполне узнаваем и без бумажных табличек с должностями – Андрей Фурсенко, Исаак Калина, Виктор Болотов, Галина Меркулова, Николай Булаев, Виктор Демин и Виктор Шудегов… За пять часов, что длилась коллегия, удалось обсудить многое. Но несколько тем захватили зал настолько, что к ним обращались почти все выступавшие.
Тема первая. Нацпроект и деятельность ФАО
Подробнее всего о работе по нацпроекту говорил Григорий Балыхин. Образование впервые получило столь существенную ресурсную поддержку. Но по каждому из направлений нужно было запустить эффективный механизм реализации. Поэтому в агентстве готовили документацию, проводили конкурсные процедуры, заключали контракты с поставщиками и соглашения с регионами и, конечно, контролировали использование средств, выполнение поставок и передачу в собственность муниципалитетов и образовательных учреждений тех самых автобусов, кабинетов и досок, что были представлены на выставке. В основном поставщики свои обязанности выполнили, но в срок и качественно отработали не все. Есть нарекания к двум организациям. ЗАО «НТЦ Экспертцентр» должен до 1 марта завершить отправку в школы кабинетов химии и биологии, а ЗАО «Взлет» – обеспечить требования ГОСТа по безопасности перевозки школьников на поставленные микроавтобусы марки УАЗ.
Конечно, в направлениях деятельности Рособразования в 2006 году значился не только нацпроект. В период вступительной кампании совместно с Рособрнадзором были проверены 20 подведомственных московских вузов. Оказалось, что во многих из них приемные комиссии работали с нарушениями – изменялись сроки приема документов, отсутствовала официальная информация о количестве бюджетных мест или даже их самовольно сокращали. Григорий Балыхин обратил особенное внимание на то, что количество бюджетных мест на текущий учебный год по сравнению с прошлым уменьшилось на 9,2 процента. «Но эта вынужденная в условиях неблагоприятной демографии мера проводилась через сокращение приема по невостребованным специальностям в вузах, для которых они не являются профильными, – сказал Григорий Артемович. – Прогнозные исследования показывают, что кризисная ситуация в этой области постепенно стабилизируется только после 2012 года. Необходимо за годы демографического спада не растерять богатый потенциал российской профессиональной школы».
Тема вторая. Что делать, если вам шестьдесят
Доклад Балыхина зал слушал внимательно, но, когда речь пошла о кадровом резерве, тишина в зале стала абсолютной. Два года назад более 50 процентов ректорского корпуса составляли руководители старше 60 лет. В этой ситуации Рособразование «взяло курс на коренной перелом решения проблемы». И хотя за эти годы наметился приток молодых кадров в систему управления вузами, существенно улучшить положение не удалось. Почти 44 процента ректоров сегодня в возрасте старше 60 лет. «Все они заслуженные люди, с огромным опытом работы, – подчеркнул Григорий Балыхин, – и мы должны сделать все необходимое, чтобы реализация установленной законом нормы возрастного ограничения не выливалась в личные драмы и соперничество отдельных групп в борьбе за ректорский пост».
– Через неделю мы избираем нового ректора, и я улучшу ваши показатели, – усугубил «возрастную тему» ректор Московского госинститута стали и сплавов Юрий Карабасов. И не удержался от вопроса: «Григорий Артемович, что это вы стали считать 60-летних, вам тоже шестьдесят?!»
– Мы все где-то рядом с шестьюдесятью, – дружелюбно улыбнулся залу министр Фурсенко, когда пришла его очередь выступать. – Цифры не должны довлеть над личностью, но молодым надо показать, что у них есть дорога впереди и карьерный рост не закрыт. Нам нужен новый менеджмент, молодежь должна понимать, зачем учиться, что есть сфера, где можно приложить свои силы, – сфера образования, неразрывно связанная с наукой. Это важно для судьбы страны.
Тема третья. Как все-таки платить налоги?
Особое внимание в своем докладе Григорий Балыхин обратил на проблемы с выплатами компенсаций на уплату земельного налога и налога на имущество. Хозяйство у подведомственных Рособразованию учреждений внушительное. Площадь зданий и сооружений составляет 43 миллиона квадратных метров, а площадь земельных участков – 511,5 тысячи га. Однако правоустанавливающие документы на землю и недвижимость есть… не у всех. Поэтому в 2006 году кто-то так и не представил в Рособразование согласованных в установленном порядке реестров, а кто-то не смог даже правильно заполнить необходимые для получения компенсации документы. Итог печальный – на 12 февраля текущего года направленная в подведомственные учреждения и организации сумма компенсаций в размере 2,4 миллиарда рублей составляла всего 63 процента от общей потребности за три квартала 2006 года.
Налоговый кризис усугубился еще и тем, что правила выплаты компенсаций в течение прошлого года менялись трижды!
– Вузы приравняли к коммерческим структурам, подчас они платят налогов больше, чем предприятия! А вот адвокатские структуры от налогов освободили! – возмущался Виктор Шудегов.
Но оказалось, что среди вузов страны есть все-таки «полуосвобожденные». Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев рассказал, что в городе на Неве вузы на законных основаниях освобождены от налога на имущество. Но «земельную половину» приходится платить.
– Так, может, предложить Минфину сменить алгоритм еще раз – на более удобный? – предложил Владимир Николаевич.
– Что же делать, – шумел зал, – корректировать законодательство? Исполнять его стало непросто. С января этого года прежде чем сдать родные квадратные метры в аренду, вуз должен провести аукцион…
– Нужно отлаживать механизмы межведомственного взаимодействия и выплаты налогов, а не менять законодательство, – поставил точку в дискуссии Николай Булаев.
И совсем разные темы
Выйти на трибуну дали всем, кто просил слова. И стало вполне очевидно – сделано немало, но и в наступившем году трудиться придется не меньше. Стремительно меняется законодательная база, а потому участники коллегии заинтересованно обсудили возможные риски и выгоды смены статуса с государственного на автономное учреждение. Решили и дальше углублять социальное партнерство, укреплять позиции русского языка в России и мире, рассмотреть вопрос о включении в нацпроект и оказании поддержки 30-50 учреждениям дополнительного образования детей и еще добиться наконец выплат надбавок за ученые степени в учреждениях СПО.
В адрес Григория Балыхина и его команды на коллегии прозвучало много добрых слов и высоких оценок. «Хоть и были накладки, но я благодарен за работу», – сказал Андрей Фурсенко. А Галина Меркулова добавила: «Хорошая работа ведомства – залог успешной работы для всех».
Комментарии