На сцене Центрального академического театра Российской Армии состоялся второй Фестиваль профессиональных балетных школ и любительских танцевальных коллективов «Волшебная туфелька» имени Елены Россе, организаторами которого стали Школа-студия народной артистки РФ Илзе Лиепы и Департамент образования Москвы, благотворительный фонд имени Мариса Лиепы и группа компаний «Мегапир».
Елена Романовна Россе, которой в нынешнем году исполнилось бы 108 лет, была великим педагогом. Свою педагогическую деятельность она начала в 1936 году, став хореографом в Доме пионеров Кировского района Москвы, в 1946 году она стала руководителем хореографической студии Ансамбля песни и пляски городского Дома пионеров на Стопани. У Елены Романовны начинали свою карьеру народные артисты СССР Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, балерина Большого театра Нина Чистова, братья Юрий и Леонид Ждановы, мэтры народной хореографии Анатолий Борзов, Тамара Лукьянова, Николай Андросов, Анатолий Федоров.Почетными гостями фестиваля стали народный артист СССР Михаил Лавровский, народная артистка РФ, ректор МГАХ Марина Леонова, народный артист РФ, художественный руководитель МХУ «Гжель» Владимир Захаров, народная артистка СССР Марина Кондратьева, народный артист РФ Андрис Лиепа.В фестивале приняли участие 13 образовательных учреждений: Школа-студия «Илзе Лиепа», Московская государственная академия хореографии (МГАХ), Московское хореографическое училище «Гжель», Московское государственное хореографическое училище им. Л.М.Лавровского, колледж «Школа классического танца», колледж музыкально-театрального искусства «Галина Вишневская», хореографическое училище Академии Н.Нестеровой, хореографическое училище «Колледж искусств» (Красногорск), Детская школа искусств им. С.Т.Рихтера, Детская школа искусств им. С.П.Дягилева, народный коллектив «Театр танца «Марина», Центральная детская школа искусств (Химки), Детская хореографическая школа (Щелково).В преддверии фестиваля в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие народная артистка РФ Илзе Лиепа; директор Школы-студии «Илзе Лиепа» Мария Субботовская; технический директор фестиваля Наталия Яковлева; директор МГДД(Ю)Т Андрей Шашков.Илзе ЛИЕПА ответила на вопросы «УГ-Москва».- Илзе Марисовна, как возникла идея проведения «Волшебной туфельки»?- Надо сразу сказать, что этот фестиваль уже второй. А первый прошел в прошлом году на базе Павловской гимназии в Подмосковье, где иногда проходят финальные концерты наших балетных школ. Их у нас нынче уже пять: на Рублево-Успенском шоссе в Жуковке и в Борках, на Новорижском шоссе в Веледниково и в Павловской гимназии, в Москве на Солянке. Это был наш первый фестиваль, но в этом году нас поддержало Правительство Москвы. Это значит, что нас услышали, поняли, что необходимо обратить внимание на то, что происходит в современной хореографии. Мы были рады, что фестивалю предоставили сцену ЦДРА, расположенного в шедевре архитектуры так называемого сталинского ампира, театра, в репертуаре которого так гармонично русская и зарубежная классика сочетается с современными драматургическими представлениями.- Вы ориентированы на подготовку профессиональных артистов балета?- Конечно, нет, мы таких целей не ставим, хотя нам очень хочется создать профессиональную балетную школу. Мы вкладываем душу в тех детей, которые станут будущим нашей страны. Поэтому для нас этот фестиваль очень значим, чтобы привлечь внимание общественности к хореографическому, балетному, народному творчеству, к новым методикам обучения, которыми мы занимаемся, чтобы дети увидели, к чему им надо стремиться.- В программе фестиваля заявлено много профессиональных коллективов, а как быть самодеятельным?- Наш фестиваль изначально мы задумывали состоящим из двух частей: одна – профессиональные балетные школы, другая – самодеятельные коллективы. Для участников и зрителей фестиваля мы приготовили сюрприз: выступление звезд балета, например, примы Большого театра Марианны Рыжкиной, которая танцует вместе со своим сыном, тоже артистом Большого театра. Вообще фестиваль – подарок наш и Правительства Москвы столице.- Каждый фестиваль часто превращается в конкурс, где определяют лучших. Ваш фестиваль не стал исключением? Если да, то что вы оцениваете и по каким параметрам?- Пока мы сознательно отказались от соревновательной части как в прошлом, так и в этом году, мы хотели посмотреть. Так что фестиваль стал скорее смотром, обменом опыта, возможностью увидеть уровень, на котором мы сейчас находимся, то, как выглядят ученики, как работают педагоги, хореографы, какой музыкальный материал они берут, как справляются с современными направлениями балетного искусства, как работают с классическими и народными направлениями в танце. Все это важно для анализа на высоком уровне. Я думаю, мы придем к тому, что фестиваль станет ежегодным, что мы будем устраивать все же конкурсную его часть, так как это всех только подстегнет. Разумеется, мы будем ставить высокие планки, например, на первом фестивале мы учредили специальный приз за балетный номер, поставленный на музыку Петра Чайковского. То есть мы хотим установить особую художественную, планку, чтобы любой коллектив, представляя номер на музыку ли Чайковского, на народную ли музыку, показывал, как он разворачивается в сторону великой русской музыки, великой русской классики.- Вы ставите какие-то глобальные цели, устраивая подобные фестивали?- Наша цель – изменение отношения общества к нашему искусству, которое за последние годы, увы, очень упало. В этом году в главное балетное училище страны на конкурс при поступлении пришли только три мальчика, это катастрофа национальная, о которой нужно кричать везде – в СМИ, на телевидении. Профессия потеряла престиж, уважение, хотя именно в нашем русском балете есть феноменальные образцы мужского уникального танца, который показал еще Вацлав Нижинский в начале XX века, совершив революцию, с помощью своего уникальное дарования показав, что мужчина может быть лидером на балетной сцене. Дальше был Сергей Дягилев, и все, что связано с «Русскими сезонами», которые были захватом европейской культуры с русской стороны, когда вся Европа была ошеломлена уровнем балета, уровнем мужского танца. Это стало толчком для развития балета во всем мире, отсюда вышел Баланчин, который стал родоначальником американского балета. За счет этого возник золотой век русского балета в 60-70-е годы, когда появилась невероятная плеяда танцовщиков – Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Годунов, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Вячеслав Гордеев. Это был уникальный мужской танец, непревзойденная школа мужского танца. Это все нужно возрождать, возрождать уважение к этой профессии, понимание, что мужчины на балетной сцене – это очень достойно.- Как все это можно вернуть?- Когда все мальчишки во всех дворах будут играть в футбол, появится надежда, что у нас сформируется уникальная футбольная команда, которая может стать первой в мире. Когда у нас появится множество балетных школ и студий, когда общество будет внутренне положительно и эмоционально развернуто в сторону хореографии, к танцу, тогда появится надежда, что у нас вновь будет всплеск развития балета.- Не кажется ли вам, что равнодушное отношение общества к балету заключается в отсутствии вкуса? Я вижу в консерватории, в зале имени Чайковского и даже на спектаклях в Большом театре практически одни и те же лица ценителей искусства. Не думаете ли вы, что прежде всего деятелям культуры, искусства нужно заняться просветительской работой, к которой столичные театры, концертные залы, музеи призывает вице-мэр Москвы Ольга Голодец?- Что касается воспитания вкуса, это то, о чем мы думаем, на что направлены все наши программы. Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы в программе наших школ была серьезная музыка. Все потому, что мы понимаем: ребенок, который пришел к нам в два года, может у нас восполнить или получить (если семья ему не дает то, что могла бы дать) свои знания о классической музыке. Именно поэтому параллельно с занятиями по музыкальной ритмике, пилатесу, хореографии в наших школах всегда есть занятия по изобразительному искусству для общего развития, по истории музыки, вообще такие музыкальные занятия, где вместе с концертмейстером дети смотрят балеты Чайковского, слушают музыку. Получается, что они на уроке по ритмике работают под классическую музыку, потом с тем же педагогом-музыкантом на музыкальном занятии учатся слушать и воспринимать классическую музыку, размышляют, фантазируют. Я пробую свои методики, которые использую на занятиях с детьми, на своей маленькой дочери. Мы слушаем с ней музыку балета «Щелкунчик», я параллельно рассказываю ей сказку, и для нее это уже не просто музыка, а визуализация классической музыки, возникновение уже определенных образов. Моя дочь понимает, что музыка – некий образ, а это и есть путь к открытию, восприятию, любви к классической музыке. А еще в моей школе мы на высочайшем уровне делаем музыкальные истории, например, с колледжем Галины Вишневской. В плане просвещения можно работать с родителями, мне кажется, это весьма перспективно, тем более что такую работу мы уже начали. Вообще во всем, что мы делаем, есть некая миссия.- Есть ли в ваших планах сотрудничество с Московским городским Дворцом детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, уж коль ваш второй фестиваль носит имя его великого педагога Елены Россе?- Я думаю, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. И фестиваль назван именем Елены Романовны, и пресс-конференцию, предваряющую фестиваль, мы провели в этом Дворце творчества. Мы все это рассматриваем как начало совместной работы, тем более что опыт такой у нас уже есть: мы делали совместный концерт с Ансамблем имени В.Локтева, все было очень успешно и красиво.
Комментарии